Яковлевич vs Варфоломеевича

Публикуем очередной материал из федеральных СМИ, посвящённый противостоянию псковских властей. Он принадлежит перу главного редактора журнала "Эксперт. Северо-Запад", специально приезжавшего во Псков: "Михаил на Михаила

Дмитрий Глумсков, главный редактор «Эксперт Северо-Запад»

Многомесячное противостояние губернатора Псковской области и мэра Пскова близко к завершению. Однако последнее действие в этом спектакле еще не утверждено федеральным центром

День России, центр Пскова. Стою на небольшой площадке рядом с кинотеатром «Октябрь», с которой открывается чудный вид на кремль и Троицкий собор. Меня обтекают толпы гуляющих людей, двери кинотеатра, где, судя по вывескам, расположены и многочисленные кафе с магазинами, не закрываются ни на секунду. Кинотеатр и вход в кремль разделяют всего несколько метров – исключительно выгодное место для ведения бизнеса. Втайне завидую владельцам «Октября», но вечером того же дня высокопоставленный областной чиновник говорит мне, что именно этот кинотеатр стал первым пунктом в антикоррупционной борьбе, объявленной псковскими депутатами в пику мэру Пскова Михаилу Хоронену. Мол, сотрудники псковской мэрии превысили свои полномочия, подписав документ о передаче кинотеатра одному из псковских бизнесменов.

Всего же депутатская комиссия насчитала порядка двадцати случаев несоблюдения мэрией Пскова и муниципальными организациями законодательства по вопросам управления государственным имуществом и передаче его в пользу частных структур. Депутат Александр Пайст, возглавлявший комиссию, даже пришел к выводу, что в Пскове сложилась «система, имеющая признаки преступного сообщества». Наиболее рьяные противники Хоронена стали проводить параллели с событиями годичной давности в Великом Новгороде, когда федеральный центр провел зачистку криминальных группировок. Но параллель начала давать сбои при небольшом приближении. Псков – это не Новгород год назад. Это банальная борьба двух сильных политиков, Михаила Кузнецова и Михаила Хоронена, за кресло главы региона. Перехлест политических стратегий увлекателен – но не уникален – тем, что первый в этом кресле уже сидит, а второй кружит вокруг и пытается его опрокинуть.

Все помнят, как все начиналось

Конфликт между губернатором и мэром был заложен в Пскове изначально. Михаил Хоронен – коренной пскович, прошедший все ступени карьеры, но застрявший на должности мэра. Михаил Кузнецов – «варяг», которому в 2004 году доверили руководить Псковской областью. При этом оппоненты принадлежат к разным политическим группировкам внутри московского Кремля, что, собственно, и привело к нынешней патовой ситуации. За мэра помимо московско-питерских покровителей горой стоят патриархально настроенные псковичи, которым нравится его добродушно-хозяйственный стиль управления. Кроме того, здесь сильны иждивенческие настроения – «власть обязана нам сделать прекрасную жизнь». Кузнецов с его жестким стилем управления, дотошностью и экономическими моделями пришелся в Пскове не ко двору.

Известный политолог Лев Шлосберг выписывает руками зигзаги, рассказывая о политической карьере Хоронена и Кузнецова. Зигзаги получаются замысловатыми, равно как и сами карьеры. Звездным часом Михаила Хоронена должны были стать выборы губернатора Псковской области в декабре 2004 года. Он считался лидером предвыборной гонки, причем, по оценочным данным, мог получить уже в первом туре около 40% голосов избирателей, стать бесспорным фаворитом перед вторым туром и на волне успеха, усиленной усталостью от правящего два срока губернатора, становился новым главой региона. Его основные соперники – действующий на тот момент губернатор Евгений Михайлов и бизнесмен Михаил Кузнецов – ничего не могли противопоставить сумасшедшей популярности Хоронена среди псковичей. Для многих социологов оставались загадкой причины такой популярности не только среди жителей областного центра, но и в районах. Ответ прост: жители псковской глубинки были наслышаны про успешного городского менеджера от своих детей и внуков, перебравшихся в Псков.

Но в своей предвыборной борьбе Михаил Хоронен совершил одну роковую ошибку – его угораздило дать пресс-конференцию в мэрском кабинете, когда он уже был выдвинут на пост губернатора,  в ходе которой он уходил, но в полной мере не смог уйти от провокационных предвыборных вопросов журналистов из противостоящих политических групп. Естественно, его оппоненты сразу заявили о нарушении выборного законодательства (предвыборной агитации с использованием преимущества должностного положения), однако бесспорных «агитирующих» фраз у Хоронена все же не прозвучало и ни областной суд, ни коллегия по гражданским делам Верховного суда не сняли Хоронена с выборов. Это сделал только специально созванный в выходной день, в субботу, последний возможный для снятия кандидата день, Президиум Верховного суда. Во второй тур выборов ожидаемо вышли Михайлов, которого поддерживала Москва, и Кузнецов, и уже там псковичи голосовали скорее не за Кузнецова, но против Михайлова.

Михаил Кузнецов победил, одновременно убедившись в крайней популярности Михаила Хоронена. А  в поведении псковского мэра именно после внезапно прерванных губернаторских выборов произошел психологический перелом. Едва не став губернатором, он уже четыре года последовательно превращает сон де-факто в реальность де-юре. И главным врагом для него стал избранный губернатор.

Подковерные игры

Следует отдать должное фигурантам этого скандала, они не опускаются до личных оскорблений на публике, ограничиваясь мелкими уколами. Михаил Хоронен, один из 26 глав муниципальных образований, зачастую не приходит на совещания с губернатором (к слову, его не было и на церемонии инаугурации Кузнецова). Он не приходит в Городскую думу, которая уже давно мечтает заслушать отчет о деятельности мэрии. Вместо него это делает сам Кузнецов, постоянно подчеркивая, что только благодаря ему город нормально функционирует. По его словам, у мэрии нет понимания всей сложности ситуации, «и это внушает пессимизм». «Мэрия, по сути, сделала людей заложниками. Например, на протяжении нескольких месяцев я постоянно вынужден вести переговоры с энергетиками, для того чтобы не допустить отключения в Пскове водоснабжения. Но мои возможности небезграничны. Если ситуация в городе не изменится, то отключения станут лишь вопросом времени. Месяц-полтора – и все», – говорит Кузнецов. Не так давно администрация отозвала гарантию области для программы «Чистая вода», которую софинансировал один из международных финансовых институтов. В ответ Хоронен затянул с передачей городского перинатального центра на областной баланс и не получил 100 млн рублей на его модернизацию.

Депутат Сергей Барабанов на одном из последних заседаний Городской думы (где у Хоронена нет ни одного сторонника), как раз посвященной итогам работы антикоррупционной комиссии, предложил выразить недоверие мэру Пскова. Однако отсутствие на заседании самого Хоронена свело на нет весь эффект от этого предложения. «Вы что-то слишком импровизируете. Надо как минимум его заслушать», – заявил тогда присутствовавший на заседании губернатор. Тем более что ни единого факта совершения лично мэром Пскова коррупционных действий комиссии найти не удалось: все перечисленные в стостраничном отчете нарушения совершали члены его команды, но не сам Хоронен. Единственное послабление – вместо «признать работу городской администрации недостаточно эффективной» в итоговом постановлении депутаты заменили на «признать неэффективной». «Несмотря на затяжной по времени конфликт, Хоронена еще никто из депутатов Городской думы, значительная часть которых является крупными для Пскова предпринимателями, всерьез не укусил, потому как знают: укусят реально – мало не покажется, потери бизнеса могут быть существенными»,  – говорит Шлосберг.

Глава города – председатель Городской думы Ян Лузин (в марте следующего года, когда у мэра закончится срок полномочий, Псков перейдет на систему управления «глава города – сити-менеджер») сохраняет формальный нейтралитет, хотя очевидно, что он заинтересован в отставке Хоронена. Знающие псковичи уже называют несколько кандидатов из числа ближайшего окружения бывшего риэлтора Лузина, которые могут быть назначены на высокие городские посты. Именно этим, наверное, можно объяснить, почему временами Лузин позволяет себе открыто критиковать городскую исполнительную власть. «Ситуация, которая сложилась в жилищно-коммунальном хозяйстве, критичная, и не надо это скрывать. Нам надо перестать жить в розовых очках, перестать быть оптимистами, пора становиться реалистами. Мы не можем говорить о долгосрочном плане социально-экономического развития, о долгосрочном бюджете города в условиях, когда не знаем, что будет дальше», – считает глава города.

Найти Хоронена

Все собеседники убеждают меня, что Хоронен находится в Москве или Петербурге на очередных сепаратных переговорах, а также в том, что найти его просто невозможно и когда он в Пскове: даже губернатор, мол, шлет ему телеграмму за телеграммой, а они все остаются без ответа. «Детский сад „Ромашка“», проносится у меня в голове известная присказка, когда я в очередной раз слышу историю о том, как Михаил Варфоломеевич не может найти Михаила Яковлевича. «Может, Кузнецову солнечные зайчики пускать в кабинет к Хоронену, привлекая его внимание», – улыбнувшись, предлагаю я, на что слышу вполне серьезный ответ: «Не получится, у них окна друг на друга не выходят».

Хоронена ищут не только губернатор области и депутаты, но и милиция. Она уже давно хочет увидеть мэра, чтобы отдать постановление о начале административного производства по ряду дел, возбужденных по фактам выявленных в работе мэрии нарушений. Символичный, в общем-то, шаг, который носит устойчивое определение «взять на испуг». Повестку не могут вручить уже несколько раз: приносят ее в мэрию, а Хоронена нет на работе – он в отпуске. А исполняющий полномочия мэра Владимир Стрижов считает подобные повестки «явным злоупотреблением правами».

Захожу в городскую мэрию – особняк на одной из центральных улиц, выкрашенный в веселый оранжевый цвет. Областная администрация находится в более пафосном сталинском здании примерно в километре отсюда, действительно не в зоне прямой видимости.

Коллеги-журналисты уверяли, что мэрия славится своей демократичностью и открытостью – попасть на прием к чиновникам можно по любому поводу. Однако выходной день, коридоры пусты, только статный молодец в синей форме на входе. На вопрос: «Куда?» снова пытаюсь шутить: «Повестку принес» – и только по растерянным глазам понимаю, что день для шутки выдался неудачный.

Хоронена в мэрии нет, но от идеи стать посредником между губернатором и мэром отказаться не могу. Выйдя на улицу, провожу небольшое расследование и узнаю, что у псковского градоначальника есть дачный участок в поселке Малые Гоголи, что в 10 км от Пскова. Без всякой надежды на успех еду туда: не верится мне, что Хоронен там, его же все ищут, но не могут найти. Но хочется вставить в репортаж красивые слова о заброшенной даче, поросшей бурьяном, потому что хозяин ее сбежал. Сворачиваю в один из неприметных проулков – и вот она, дача неуловимого мэра. Обшитая сайдингом, скромная по размеру, рядом новенькая бревенчатая банька. Напротив калитки припаркованы старенькие «Жигули». На ухоженном огороде спиной ко мне копается в земле мужчина в светлой футболке. От неожиданности притормаживаю, а когда дачник поворачивается лицом, вижу, что это Михаил Хоронен. Отдохнувший, улыбчивый и приветливый. Но от разговоров на тему конфликта отказывается: я отдыхаю, официально в отпуске, все комментарии после 23 июня. Договариваемся с ним о подробной беседе после этой даты, и Хоронен возвращается к своим грядкам. Я же возвращаюсь в Псков, чтобы снова услышать байки о том, что мэра найти невозможно.

Завершить спектакль

Мои собеседники прямо говорят о том, что почти год в Псковской области действовал мораторий на политические телодвижения. Власти всех уровней занимались организацией многочисленных выборов, зарыв на время топор войны. Однако уже 3 марта мораторий был снят. И именно после этого началась атака на действующего мэра. Формально она идет от лица Городской думы, но областные власти особо не скрывают, что ключевые элементы режиссуры-драматургии в эту атаку привнесли именно они. «Почему бы не дать Хоронену спокойно доработать еще год? В марте 2009−гоа его полномочия истекут и он автоматически уйдет в отставку», – недоумеваю я. «Он активно не желает исполнять свои обязанности», – отвечают мне. «Так это, судя по тому, что я успел узнать, его постоянная манера поведения», – возражаю в ответ.

И только тут вслух проговаривается то, что в Пскове и так все знают: Михаил Кузнецов на данный момент – один из немногих губернаторов, не переназначенных указом президента. По некоторым данным, Кузнецов обращался в Кремль за подтверждением доверия, но пока его не получил. И уверенности в том, что он останется в кресле губернатора, у его команды нет. Нестабильной ситуацией умело воспользовался Михаил Хоронен: через своих лоббистов в Петербурге и Москве он вновь пытается стать губернатором области. При этом все понимают, что местечковые конфликты ориентированы на воздействие на Москву, общественное мнение псковичей в данном случае неважно.

Вариантов того, как могут развиваться события в Пскове, три. Учитывая непредсказуемость действий федерального центра («Башни Кремля могут вращаться как угодно», – говорит Лев Шлосберг), все они равновеликие и однозначно можно сказать лишь то, что этот конфликт завершится (на наш взгляд, он однозначно обязан завершиться) уже в ближайшее время. Если президент России Дмитрий Медведев переназначит Михаила Кузнецова губернатором Псковской области, статус-кво будет сохранен надолго. Михаилу Хоронену, скорее всего, позволят доработать до марта 2009 года, после чего или дадут почетную малозначимую должность, или он исчезнет с политического горизонта.

В случае если Хоронен будет назначен губернатором области вместо Кузнецова, полностью изменится псковское политическое поле. Возможны отставки ряда глав муниципальных образований. Можно предположить, что Областная дума не будет конфликтовать с Хороненом: нынешний состав депутатов процентов на 70 лоялен к Михаилу Кузнецову, но эта лояльность не основана на личных отношениях. Потому они будут так же лояльны и к следующему губернатору.

Вариант номер три: Москва снимает губернатора Кузнецова, назначая на его место другого управленца. Мэра Хоронена в этом случае может ожидать то же, что и в варианте номер один, но вероятен и обратный исход, если новый губернатор будет к нему благодушен, – после завершения своих полномочий через год Хоронен становится сити-менеджером Пскова. Если, конечно, умерит политические амбиции.

Санкт-Петербург – Псков" (ссылка).

Фактических ошибок у Глумскова немного. Конечно, в 2000 г. Хоронен не был запасным вариантом ТМ. Более того, у ТМ были хорошие отношения с Прокофьевым и ТМ даже поговаривала, что готова снять Евдокименкова в его пользу. Тем более никакого отношения к позиции ТМ не имели "Теплосети". Как всем известно, туда по просьбе Михайлова Хоронен пристроил Максимова, нынешнего первого заместителя Кузнецова.

Также сильно сомнительны утверждения, что Хоронен мог бы получить 40% уже в первом туре в 2004 г. Он сам правда, говорит вообще о победе, то есть более 50% голосов, но никаких таких социологических данных тогда не было. А мониторинг вели сразу несколько кандидатов. Первое место занял Михайлов с 29%, Хоронен даже вряд ли обошёл бы его.

В дополнительных материалах к статье указывается, что мэр организовал 1100-летие, что не совсем верно, так как был Указ Президента в соответствии с которым организатором 1100-летия была АПО.

Но главная неточность - это недоценка роли Хоронена в победе Кузнецова. Его личная негласная поддержка Кузенцова, давшая тому победу в Пскове, который всегда его недолюбливал, и позиция коммунистов, которые официально поддерживали Хоронена и после его снятия поддержали Кузнецова, и тут опять сыграло роль мнение Хоронена, и дали возможность Кузнецову резко набрать голоса. Кузнецов, кстати, сразу после выборов признавал значение помощи мэра. К тому же у них было изначально заключено соглашение, Хоронен в губернаторы, Кузнецов в сенаторы.

В целом описание адекватное, в том числе и краткий обзор вариантов развития событий.

 

 

Дополнительная информация