Сильнее правды

400-летие Дома Романовых - дело серьёзное. Для начала надо адекватно представлять себе контекст. Д.Е.Галковский так определяет общую тему: "Это очень большое заблуждение - считать наследственную монархию стабильным обществом. Это всегда вулкан страстей. По двум обстоятельствам. Во-первых, человек по своей природе демократ и никаких умных идейных "монархистов" (в отличие от "республиканцев") быть не может. Монархист это или лицемер, или искушённый политик, выбирающий меньшее из зол, или "Петя Ростов". То есть это строй крайне эффективный, но крайне неприятный. А во-вторых, наследственная абсолютистская монархия - строй вовсе не абсолютно тоталитарный. Тоталитарная власть - это власть диктатора. А любая монархия очень ограничена самим фактом своей наследуемости. Представьте Василия Сталина - законного наследника своего отца. Иосиф Виссарионович усами шевелит, а Василий Иосифович - нет, он слова супротив папеньки не говорит, - просто на часы смотрит. А часики - тик-так, тик-так. У Васи свой двор, своё маленькое политбюро. Сидят молодые собутыльники, смотрят на "папашку", улыбаются. Какая уж тут абсолютная власть".
Многие слабо себе представляют, что важным элементом 1917 г. была борьба внутри правящего Дома. Более того, многие даже не подозревают до какой степени были накалены отношения. Недавно на истфаке МГУ вышел сборник статей "От античности до современности", М., 2012, в котором есть небольшая работа С.В.Мироненко которая затрагивает вопрос. Несколько цитат:
"Скандал с отставкой великого князя Николая Николаевича и участием в этом деле Распутина, между тем, опять выплеснулся на страницы периодической печати. Поползли слухи о том, что Распутин немецкий шпион. В шпионаже в пользу своей родины, Германии, стали подозревать и императрицу Александру Федоровну. Дело дошло до того, что великие князья и чины ставки демонстративно игнорировали приглашения к императору, когда в ставке бывала императрица. "Великие князья и чины штаба приглашались к завтраку, - вспоминала поклонница Распутина и близкая подруга императрицы А.Ф.Вырубова, которую трудно заподозрить в неискренности, - но великие князья часто "заболевали" и к завтраку не появлялись во время приезда ее величества; "заболевал" также генерал Алексеев. Государь не хотел замечать их отсутствия. Государыня же мучилась, не зная, что предпринять. При всём её уме и недоверчивости императрица, к моему изумлению, не сознавала, какой нежеланной гостьей она была в ставке". За спиной императрицы раздавались голоса, что "она снова приехала к мужу передавать последние приказания Распутина".
File:Empress Alexandra Feodorovna -1901.jpg
Александра Федоровна Романова, (1872-1918, портрет 1901 г.)
Оставим в стороне подозрения в предательстве как императрицы, так и Распутина как фантастические и абсолютно ни на чём не основанные. Но бывают ситуации, когда ложные слухи действуют сильнее правды. Люди хотят верить в то, во что верят, без всяких доказательств и не хотят никаких доказательств своих домыслов. Та же Вырубова вспоминала, что вдовствующая императрица Мария Федоровна уже давно была "охвачена манией немецкого шпионажа, в котором замешаны государыня и Распутин, не говоря уже обо мне. Она верила всей сплетенной вокруг этого лжи".
Файл:Императрица Мария Федоровна.jpg
Мария Федоровна Романова, (1847-1928, фото 1920 г.)

С начала 1916 г. отношения между двумя императрицами оказались окончательно и бесповоротно сломаны..

...Семейный раскол достиг угрожающих размеров.Члены романовской семьи перешли ко открытым действиям"- (т.е. к убийству Распутина -Е.М.)
Когда слух об убийстве достиг Киева, Мария Федоровна пророчески заметила: "Слава Богу, Распутин убран с дороги. Но нас ожидают теперь ещё большие несчастия"...
...Получив известие о высылке из столицы великого князя Николая Михайловича и уверенная, что это дело рук невестки (что соответствовало действительности), Мария Федоровна записала в дневнике, уже не сдерживая чувств: "Она, видимо, совсем свихнулась от бешенства и жажды мести". (Высылка была объявлена 31 декабря 1916 г. - Е.М.)
В Петрограде шли постоянные совещания великих князей, которые искали выход из безвыходного, казалось бы, положения. Оставить всё по-прежнему они считали невозможным.
Характерно появление в это время мысли о дворцовом перевороте как средсте спасти страну от революции, неотвратимое приближение которой становилось многим всё очевиднее...
(ещё бы, если масштабно распространять слухи о царице-шпионке проблемы, конечно, будут - Е.М.)
...Но прежде в великокняжеской среде сформировалось мнение о необходимости устранения Александры Фёдоровны...

...Ненависть к ней достигла апогея. Возникла мысль о её насильственном удалении в монастырь, помещения в психиатрическую лечебницу и даже убийстве. Великий князь Николай Михайлович записал в  своём дневнике 23 декабря 1916 г., что убийство Распутина было полумерой, "надо окончательно покончить с Александрой Фёдоровной и с Протопоповым". Его умоляют действовать графиня Н.А.Бобринская и Миша Шаховской, но он не видит реальных путей для убийства императрицы, да и он сам не из "породы убийц". Тем не менее, в этот же день он пишет письмо в Киев императрице Марии Фёдоровне, которое хранится в ГАРФе. В письме, между прочим, говорится: "Я ставлю перед Вами ту же дилемму. После того как мы убрали гипнотизёра, нужно попробовать обезвредить загипнотизированную... Речь идёт о спасении престола - не династии, которая ещё прочна, но теперешнего государя. Иначе будет слишком поздно.. вся Россия знает, что покойный Распутин и А.Ф. одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая".
Grand Duke Nicholas Mikhailovich of Russia (1859-1919) , young.jpg
Николай Михайлович Романов, (1859-1919)

Вообще-то известный историк-либерал Николай Михайлович считался горячим сторонником парламентаризма, поэтому сложно сказать, насколько эти его убеждения сочетались с задачей спасения династии.
Важно же то, что Мария Федоровна не посчитала нужным проинформировать императора о таких настроениях: "Она просто промолчала. Недовольство невесткой, с которого начинались их отношения, постепенно переросло в ненависть и готовность на любые меры, лишь бы её не было."
Обычно объясняют эти семейные заговоры желанием спасти династию, упредив революцию, но насколько это верно вопрос. Ясно же что великокняжеская фронда по факту способствовала революции, с каковой якобы боролась.

ЖЖ Е.Михайлова

 

Дополнительная информация