Неизвестная история русской нефти

Как-то в разговоре с oldadmiral -ом я упомянул про весьма прогрессивный топливный баланс Российской империи в начале 20-го века. Россия шла впереди конкурентов в переходе с угля на нефть. Правда, во время революции 1905 года ситуация изменилась и до начала Первой мировой войны наблюдался даже некоторый регресс, возрастание доли угля, что влекло за собой и дополнительную нагрузку на транспортную систему, так как уголь стал основным грузом на железных дорогах. Эти данные я вычитал из книги "Русская нефть о которой мы так мало знали, Книга первая", А.Иголкина в соавторстве с Ю.Грожалцаном, М., 2003, Изд. "Олимп-бизнес".

oldadmiral попросил осветить тему. Вопрос, действительно, важный, но информации чёткой по нему мало. Поэтому, размещаю ряд показательных цитат из исследования.

"В новый, 20-й век передовые страны Европы и США"вкатились" на угле, ставшем основой мирового топливно-энергетического баланса. Бисмарку принадлежат слова, под которыми готовы были подписаться все государственные деятели той эпохи: "Железо и уголь - вот полюсы, вокруг которых вращается вся жизнь нового времени". В противовес остальному миру, на долю России в 1900 г. приходилось всего лишь 2.1 процента извлекаемого из недр планеты угля, но топливного голода в стране не было. Почему? Потому что Россия, практически единственная, уже тогда первая в мире широко использовала нефть.

Для этого имелись все предпосылки. На Россия в начале века приходилось свыше половины мировой добычи нефти, содержавшей 70-80 процентов "нефтяных остатков", то есть мазута. В 1900 году на железных дорогах России главным топливом была нефть - 40.5% всего потребления, лишь затем шёл уголь - 35.2 и третьими дрова - 24.2 процента. В основном на мазуте работала промышленность не только Поволжья, но и Центрального района. На "нефтетопливе" к началу 20-го века ходил весь каспийский и волжский флот."(с.105)

Россия в 1900 г. заняла первое место в мировой добыче, которая составила всего - 1224.2 млн. пудов, Россия дала - 631.1 (51.6%), США - 516.7 (42.2%), все остальные - 76.4 (6.2%).

Всё шло хорошо, до поры, до времени. "1 июля 1903 года в Баку началась стачка, уже на следующий день превратившаяся во всеобщую. Её особенностью стали внезапность, неожиданность, необъяснимость. "Июльская забастовка самих рабочих захватила врасплох, неожиданно - словно огромная снежная лавина, - подчёркивалось в "Трудах Первой всесоюзной конференции историков-марксистов" 1930 года.- Даже требования рабочих не были сформулированы. Справделиво отмечалось, что на вопрос заводской администрации, почему бастуют, чего им надо, от отдельных рабочих получали часто несуразные ответы...Среднемесячная добыча нефти упала с 52.1 млн. пудов до 35.8 млн...Самый крупный пожар начался в сентябре...он унёс не менее 820 тыс. тонн нефти...Годовой объём добычи упал на 665 тыс. тонн. На две копейки увеличилась среднегодовая цена нефти...В декабре 1904 года в Баку началась ещё одна стачка. В ходе двухнедельной забастовки были сожжены 225 вышек. Добыча нефти в декабре 1904-го упала на 30 млн. пудов"(с.107)

Но, видимо, было мало. "20 августа 1905 года в Баку начались массовые убийства, грабежи и поджоги, каких после присоединения к Российской империи Кавказ ещё не видел. Летом среди неграмотных рабочих-персов, традиционно выполнявших в Баку саму тяжёлую работу, неожиданно появились земляки с проповедями мусульманского фанатизма. Это были муллы-софты, заклинавшие, что "каждый неверный достоин смерти". Как они попали в Баку из Персии - неизвестно, но когда начался погром, "рабочих-персов буквально гнали на грабежи. Их же гнали на поджоги. Они плакали, но жгли". Восстановить сожжённые скавжины чаще всего было невозможно...В результате августовских событий цены на нефть выросли с 14.6 копейки за пуд в 1904 до 36 копеек в сентябре 1905. Начался массовый переход на каменный уголь. Были потеряны и экспортные рынки. Экспорт нефтепродуктов из России упал с 119.2 млн. пудов в 1904 до 51.44 млн. в 1905 и до 47.96 млн. в 1906 году."(с.110)

Вывод Иголкин делает следующий: "Несколько позже описываемых событий учёными были разработаны экономико-математические методы позволяющие точно определить ту решающую отрасль в стране, удар по которой способен вызвать наибольшие потрясения всей экономики государства. Такой ключевой отраслью - болевой точкой в России начала 20-го века была нефтяная отрасль. Это доказали и события последующих лет. Ведь беспорядки в Баку отнюдь не закончились в 1905 году.

Бакинские события 1903-1905 в огромной степени повлияют на буущее России и всего мира. Для России они спровоцируют последующий "эффект домино", когда недостаток нефтяного топлива обернётся острым "топливным голодом" в 1910-1914 годах. Пришедший на замену нефти уголь не сможет покрыть потребностей в топливе. В свою очередь чрезвычайная загрузка железных дорог углём отодвинет на второй план такой важный груз, как хлеб".(с.111)

Иголкин приводит слова историка Фролова, писавшего в 1920: "Нигде в мире забаствоки не были так распространены, как в Бакинском нефтепромышленном районе. Обусловленный ими недобор нефти был не единственный и не главный элемент воздействия нефтепромышленных забастовок на функционирование хозяйственного аппарата страны. Гораздо большее значение имело замешательство на рынке потребления, которое происходило всякий раз из-за нефтяных забастовок"(с.114).

Вобщем есть над чем задуматься.

Е.Михайлов (ссылка).

Дополнительная информация