Спасение нации

Демографические прогнозы имеют одну очень неприятную особенность – они обычно сбываются. А прогноз для России давно составлен. И он очень для нас неблагоприятный. Хотя, наверное, не все так считают. Дескать, снизится количество населения, так оставшимся больше достанется. К сожалению, это не совсем так. На мой взгляд, нынешние демографические тенденции представляют серьёзную угрозу нашей национальной безопасности во всех её смыслах. Совершенно правильно, правда, с большим запозданием эта ситуация стала осознаваться нашим политическим классом. Ещё лет 15 назад серьёзность положения настойчиво и публично оспаривалась.

Вообще, изучение русской демографии ХХ–го века занятие не для слабонервных. В самом общем виде, дело обстояло так. Русские в начале прошлого века представляли собой формирующуюся из великороссов, украинцев и белорусов нацию, численность которой росла невиданными темпами. Так называемый демографический переход, то есть переход от сельского к городскому образу жизни только начинался. Шла мощная волна колонизации окраин и, если бы не большевистская революция, то, скорее всего, Кавказ и Средняя Азия были бы русифицированы. Более того, существовали волне реальные предположения о русификации Маньчжурии, создания, как тогда говорили, Жёлтороссии.

Наверное, единственным, действительно, долгосрочным печальным "успехом" большевиков было то, что им удалось в конце концов сбить эту русскую демографическую волну-цунами и не допустить окончательного складывания единой русской нации.

Как бы то ни было, но сегодня вряд ли кто-нибудь будет возражать против мер по разумному повышению рождаемости и тем более по снижению явно избыточной смертности. Решить такие управленческие задачи на самом деле не так уж сложно, особенно при наличии денег, которых у нас, по мнению некоторых, девать некуда. Проводится факторный анализ, собираются предложения экспертов, выбираются самые эффективные и дешёвые мероприятия. Ничего сложного. Но у нас советских всё не как у людей. Впечатление от развернувшейся по демографической тематике дискуссии такое, будто в умах нашей руководящей общественности царит полный туман и нет согласия даже в определении первоочередных шагов, не говоря уж о решимости их сделать.

Помню, в своё время я был сильно удивлён, когда узнал, что в США одной из ведущих тем внутриполитической борьбы является вопрос запрета абортов. И сегодня в России аборты являются явно не менее серьёзной проблемой. Тут мы лидируем с примерно 1,6-4 млн. абортов, легальных и нелегальных, при около 1.5 млн. рождений в год (в США меньше 900 тыс. легальных абортов при более чем 4 млн. рождений). Но проблема у нас практически не имеет политического значения. Никто её не использует даже в пропаганде, не говоря уже о каких-либо практических законодательных предложениях. Да, к тому же, очевидно, что в российских условиях прямой административный запрет или ограничение права на аборт мало чего дадут, скорее даже навредят.

Однако, есть очень рациональный путь снижения количества абортов – через просвещение. Даже обычный показ соответствующего переводного фильма о сути этой хирургической операции, уже произведёт фурор. Ведь, право на аборт многими расценивается как право на узаконенное убийство и сомнительно с моральной точки зрения. Простая трех-пятилетняя кампания телепропаганды, во-первых, снизит количество абортов, во-вторых, снизит именно в тех группах женского населения, у которых относительно высокие моральные стандарты.

Отечественное ТВ несомненно лидирует в мире по уровню жестокости и плохих новостей в эфире. Тем более странно, что таких рейтинговых фильмов у нас ещё не показывали. Стоить всё это ничего не будет, зато результат даст.

Возьмём для сравнения последнюю масштабную операцию по улучшению лекарственного обеспечения льготников. Дело хорошее, затраты государства на бесплатные лекарства в связи с монетизацией, действительно, резко возросли, однако дало ли это адекватный системный демографический эффект? Судя по первым данным за 2005, вряд ли.

Или, само по себе гуманное предложение значительно повысить сумму детских пособий. С точки зрения стимулирования рождаемости оно не окажет большого воздействия. Россия сегодня разделена на две зоны, в одной идёт быстрая депопуляция, другая, а это, в первую очередь, кавказские республики, скорее страдает от последствий существенного прироста населения. Если просто платить деньги на детей, то они пойдут в значительной мере туда, где детей много, но и проблем с рождаемостью нет. На Кавказе пока и так справляются. Получится, что денег будет потрачено на вроде бы увеличение рождаемости много, но нецеленаправленно. Зато демографы давно установили, что материальный фактор может сработать. Существует феномен так называемого второго ребёнка, рождение которого откладывается по экономическим причинам. И если пособие значительно увеличить именно на второго ребёнка, то отдача в виде увеличения количества рождений от каждого вложенного в пособия бюджетного рубля будет гораздо выше.

Такие же вполне эффективные меры есть и по многим другим направлениям. Например, российской бедой являются ДТП, каждый год гибнут, получают тяжёлые травмы и становятся инвалидами десятки тысяч людей. Фактически это война на дорогах. Но на войне как на войне, давно уже установлено, что ключевым фактором в количестве и тяжести потерь на поле боя является своевременная первая помощь и правильная эвакуация раненых.

То есть необходимо обучить и мотивировать ГАИ и другие дорожные службы, таким образом, чтобы они были аттестованы как парамедики, снабдить их в необходимом количестве противошоковыми препаратами (тем же армейским промедолом) и современными недорогими техническими средствами, и ситуация улучшится. Иными словами – затраты минимальные, а результат конкретный, поскольку страдают на дорогах явно люди не самые бесполезные для общества.

Про обучение сотрудников ГАИ, вроде бы, уже разговор пошёл, но почему это не было сделано раньше? Такая же история была с пожарными, как оказалось, их тоже не обучали оказанию первой помощи, и только после перехода в МЧС, они стали проходить соответствующий курс обучения и получать подготовку как спасатели.

Таким образом, не надо изобретать волшебные велосипеды. Улучшить демографические показатели можно, и, по мнению многих профессионалов, довольно существенно, даже без больших финансовых вливаний. Ориентироваться надо на меры, которые воспринимаются обществом и экспертами однозначно положительно и не влекут за собой существенных затрат.

Надо отметить, что позитивные тенденции в этом плане появились на самом высоком уровне. Можно вспомнить, что решение демографической проблемы ставит перед собой в качестве важнейшей задачи Российская партия ЖИЗНИ и ее лидер – спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Свою позицию по этому поводу недвусмысленно высказал также президент Путин. Это говорит о том, что мало-помалу в верхах формируется правильное общее настроение. Но нужно, чтобы эта работа шла в госаппарате постоянно, чтобы общественность и политические организации уделяли этой проблематике постоянное внимание, и, чтобы уровень обсуждения был, хотя бы минимально, адекватен началу ХХI-го века.

Евгений Михайлов

Дополнительная информация