Потемнение атмосферы

Писатели со своей привычкой подмечать и описывать окружающее могут служить неплохим индикатором состояния общества. Александр Бологов, много лет руководивший псковской писательской организацией, обладает к тому же и некоторым управленческим опытом. Его интервью ПАИ отличается редкой ныне в нашей области публичной откровенностью:

  "Александр Бологов: "Такого не может быть, чтобы культура не поддерживалась, и прежнее руководство области это хорошо понимало"

Псковская писательская организация переживает сложные времена. Несколько месяцев назад она едва не лишилась помещения, там уже собирали книги и мебель – кое-что даже пытались продать, в надежде оплатить аренду. В трудный момент организации повезло – нашелся спонсор, который помог рассчитаться  с долгами. Но оптимизма, судя по всему, больше не стало. О том, какие трудности переживает писательская организация, мы беседуем с Александром Бологовым.

  - Каково ваше общее впечатление о состоянии культуры в нашей области?

  - Впечатление такое, будто после хмурого, но еще прозрачного дня наступил вечер, а впереди вообще ночь, где дорог литератору будет не разглядеть. Если мы и движемся сейчас в творческом своем освещении событий, постижении характеров, поисках идеалов, то как-то наощупь. Словно руками ощущаем все, а не глазами и душой. Ориентиры отыскиваются каким-то мистическим образом, а не одухотворенным представлением о жизни. Такое время наступило. Какое-то потемнение атмосферы. Вроде бы знаем, что времена года меняются, ясное небо бывает, а бывает и хмурое, и дожди и грозы. Но что-то слишком надолго обложили тучи, затмили и покрыли небо для писателей...

  - Быть может, сами писатели заблудились в новых реалиях? 

  - Давайте обернемся назад. Скоро сорок лет существования нашей писательской организации. Она была создана в 1967 году к 50-летию советской власти по инициативе первого секретаря Обкома партии Ивана Степановича Густова и правления Союза писателей России. Было сразу определено помещение, штат, избран председателем Игорь Григорьев, коренной пскович. В то время руководство области очень заботилось о том, чтобы книги писались, и, более того, чтобы книги издавались. По инициативе того же первого секретаря обкома здесь был создан филиал издательства Лениздат. Оно издавало художественную, краеведческую, научную литературу, историческую, там было несколько редакций. И мы существовали как филиал. Я был редактором, потом старшим редактором. Заведующий был Лев Маляков. И выходили книги. Например, "Псковский край в истории СССР" - первая большая, в несколько сотен страниц, книга о Псковской области. Были маленькие книжечки о городах. Пушкинские Горы, Остров, Себеж, Опочка, Струги Красные и другие. То есть жизнь области, становилась прозрачной, это были исторически современные книги.

  Мне, в общем-то, варягу, приехавшему из Мурманска, рожденному в Орле, закончившему Мореходное училище, а потом Ленинградский университет, руководство области предложило написать путеводитель по Пскову. Не какую-то книжонку, а целых пятьсот страниц о Пскове! Выходили альманахи, которые объединяли писателей-профессионалов. Писательская организация росла. Сегодня у нас в области уже сорок членов Союза писателей. При моем председательствовании было принято в организацию 32 человека. Включая Маймина, Курбатова, Гусева, Клевцова, Калкина и так далее. Два раза в год мы встречались с первым секретарем обкома партии. Мы договорились с ним, что один раз в год все писатели приходят к нему со своими проблемами, заботами, печалями, планами и так далее, и один раз в год он с ближайшим своим окружением, приходит к нам. Писатели были организованы таким образом, что зарабатывали себе и квартиры, и гонорары. Конечно, жизнь тоже была не райская, потому что надо было писать хорошие книги. Причем только сумасшедшие считают, что идеология и хорошая книга - несовместимые вещи. Наоборот, воззрение автора, его миропонимание, его культура, его патриотическое чувство – это и есть составляющие идеологии. Он проповедует те идеи, которые постиг, которые в нем переварились, которые он считает истиной, благотворной для жизни человека…

  С недавних пор во главу угла поставлена личная абсолютная свобода, от какой бы то ни было идеологии. Хотя многие и не задумывается, как быстро любой человек откажется от всех свобод, чтобы только увидеть процветание близких, вернуться в родной дом из чужого мира и так далее. Сегодня вроде бы опять начинаем понимать, что человеку необходимо подчиняться законам общества. Вопрос в том, каковы они – эти законы. Но я отвлекся.

  В 90-е годы мы с огромным трудом отстояли пушкинский праздник. Ведь либеральные писатели пытались убедить нас, что не стоит проводить его каждый год. Дескать, мало ли у нас других выдающихся литераторов по всей стране, что ж теперь - постоянно ездить туда-сюда. Они как будто бы забыли, что говорили о Пушкине Толстой, Достоевский, Гоголь... Что говорили все, кто переживал за культуру и понимал, что Пушкин – действительно, наше все. И праздник остался. Правда, сейчас его как-то размывают. Уже нет того всемирного Пушкинского праздника поэзии – (на нем бывали поэты Франции, Австралии, Канады, Китая, Японии, Африки – всего мира, и все понимали, что такое Пушкин не только для России, но и для всего человечества). Сегодня значение праздников снизилось. И, я боюсь, не оттого, что этого хочет народ. Вы можете себе представить, не так давно, по подсчетам вертолетчиков, которые с высоты осматривали Михайловскую поляну в один из праздников, на ней собралось около ста тысяч человек. Каждый колхоз, каждое предприятие, каждая школа выделяли транспорт, чтобы туда ехали люди и могли глотнуть – и не просто глотнуть, а напиться этой духовностью. А сейчас соберут несколько сотен человек на поляне. Запускают воздушные шары. Ярмарка шевелится... Но ведь Пушкинские праздники в бизнес нельзя! Это профанация…

  - Такое отношение теперь не только к пушкинскому празднику, но в целом к культуре?

  - В последние два года отношение власти к культуре вообще претерпело чудовищные изменения. Мы встречались с прежним губернатором Евгением Эдуардовичем Михайловым, и он объяснял нам, что напрямую творческие союзы по закону финансировать из бюджета нельзя. Однако при всех трудностях он признавал значение писательской организации для развития культуры области и всегда помогал ей, находил средства. Благодаря этому мы содержали помещение Союза писателей, выпускали ежегодный альманах "Скобари", который получил известность далеко за пределами Псковской области. Выпускалось и много книг. Было понимание того, что творческие союзы цементируют нацию, государство, цементируют народный дух. Губернатор Михайлов находил ресурсы на развитие литературного процесса. Поэтому у нас подрастает молодая смена. Была учреждена губернаторская премия, - это был важный стимул.

  Сегодня все изменилось. С начала 2005 года мы не получаем ни одной копейки. Хотя вице-губернатор Андрей Морозов, на которого по должности возложена ответственность за духовное состояние общества, и обещал, при нашей встрече, поддержку, вел речь о создании специального фонда для творческих союзов, которого мы так и не увидели. Мы даже ни разу не встретились с председателем областного комитета по культуре Виктором Остренко, он избегает встречи. Мы не знаем, кто это такой.

  - И что удается вам делать в этих условиях?

  - Связаны по рукам и ногам. Нет возможности даже к юбилею кого-то из писателей издать его книжку… Сейчас во главу угла всей нашей жизни, и духовной, и социальной, и личной, положены деньги.

  Но нельзя не поддерживать литераторов, они – важная составляющая культуры. А культура сейчас катастрофически падает. Многое из того, что было бы совершенно неприемлемо еще несколько лет назад, сейчас - в порядке вещей. Так, никто уже не удивляется и не возмущается, когда, допустим, видит молодую парочку, которая пьет пиво из горлышка бутылки и на всю улицу нецензурно ругается. Вряд ли этих молодых людей расстроит объяснение, что мат – это, по библии, скверна. Нравственность падает. По телевидению нас постоянно задавливают информацией о преступлениях. Это все пошло с начала 90-х годов, и до сих пор не на что опереться, нет основополагающих стержней, вокруг которых закреплялась бы жизнь человека, его чувства, его преданность каким-то идеалам. И как раз в этой ситуации необходимо самое пристальное внимание и самое заботливое отношение к культуре.

  Такого не может быть, чтобы культура не поддерживалась, и прежнее руководство области это хорошо понимало. Пускай культура не может приносить плодов материальных, но она приносит другие плоды. Упадок культуры приводит к необратимым последствиям, когда деньгами потери уже не измерить. Полтора миллиона беспризорных, каждый день убийства – вот результаты небрежного отношения к культуре. А ведь если культура погибнет, погибнет и государство. Даже если армии гибнут, промышленность подвергается уничтожению, государство выдерживает, возрождается, крепнет, восстанавливается. Но если разрушить культуру на уровне района, области, а в итоге и страны, государство неизбежно погибнет. У меня такое представление, что на уровне области заботы о литературе, как части культуры, нет.

  - У вас не возникает ощущения ненужности обществу?

  - Возникает. И оно сегодня возникает, наверное, у каждого псковского писателя. Я написал книгу, но не знаю, будет ли она когда-нибудь издана. Почти все писатели сегодня пишут "в стол". А я помню, между прочим, в одной предвыборной газете фразу нашего нового губернатора Михаила Кузнецова, тогда еще кандидата: "Мы будем работать для того, чтобы социальная сфера - медицина, образование, учреждения культуры - получали достаточные средства". Где они – эти "достаточные средства"?

  - Недавно писательская организация отправила письмо о бедственном положении нашей культуры в высокие московские инстанции, оно было напечатано в центральной прессе. Какая была на это реакция со стороны областных властей?

  - По-моему, никакой.

  - Так, может, на вас обиделись, и по этой причине совсем не хотят услышать о ваших проблемах? Может, вы поспешили с  этим письмом?

  - Высказывать свои мысли писатели будут всегда. Потому что они за милосердие, за соучастие, за честность. И защищать будущее родного края, его культуры они будут тоже. Я считаю, что писатели могут сыграть очень значительную роль либо в популяризации людей, претендующих на власть, либо в дискредитации их. Причем не мести ради, а чтобы тот, кто придет к власти, задумывался над тем, что духовная жизнь особенно в нашей, первой в истории Руси республике, должна процветать. Вот скоро будут отмечать 500-летие присоединения Псковской республики к Московскому княжеству. Это очень серьезный исторический факт для всей России. Ведь в свое время Псков мог стать и столицей России. И я боюсь, что к этой дате писательская организация может вовсе исчезнуть. Хотя это будет не просто ошибка, это будет катастрофа. Думаю, что реакция писателей конечно будет. Писатели – это народ, с одной стороны странный, а с другой – страшный. Писательский голос звучит громко, его услышат.

  - Если бы не писатели в свое время, то и революции бы не было…

  А кто же ее подготовил? Писатели! А кто подготовил 91 год, 93-й?.. Голос писателя всегда прорвется. Причем иногда он становится чуть ли не истеричным - когда писателя загоняют в угол, потому что у него иного пути нет.

  - А как обстоят дела в писательских организациях других областей?

  - По-разному. Каждая организация как бы является лицом своего региона. Где-то условия существования у них одни, где-то – другие. Скажу о тех, в которых бывал, которые знаю. Орловскому отделению Союза писателей местная власть передала в "вечное пользование" небольшой прекрасный особняк; новгородские и белгородские писатели даже не задумываются над тем, чем озабочены литераторы Пскова. Им все обеспечила местная администрация: оплачивает аренду помещений, финансирует издание книг, даже выплачивает ежемесячные стипендии писателям – 1000 рублей, 2000 и больше. В некоторых областях условия жизни и деятельности писательских организаций еще выше. Писательство – это профессия человека, он "это" умеет, он для этого рожден.

  - Будете ли вы снова прямо или косвенно участвовать в политике на предстоящих кампаниях?

  - Я бы не стал участвовать напрямую, но защищать интересы писательской организации, которой я отдал 25 лет своей жизни, защищать интересы каждого писателя я просто обязан" (ссылка).

Дополнительная информация