Театр это не бордель

Псковский театр бурлит. Ещё бы из достоверных источников стало известно, что угроза главы областной адмнистрации Кузнецова принять в его отношении кадровые "мероприятия", перешла в стадию исполнения. Главному режиссёру областного театра Вадиму Радуну было предложено уйти. И это в канун его 65-летия (ссылка). Как будто нельзя было пару месяцев подождать.

Претензии в том виде в каком их высказал Кузнецов вполне понятны (ссылка): «Для того, чтобы убедиться в том, что продукт, который производит наш театр не находит зачастую спроса, не нужно никуда ходить. Достаточно посмотреть и сравнить цифры и параметры бюджетных учреждений культуры. Мы можем сравнивать деятельность театра с деятельностью филармонии – там будет совершенно другая картина. Филармония больше, чем на половину себя обеспечивает самостоятельно».

Соответственно и меры Кузнецов выбирает в своём стиле, весьма радикальные. Одно время шли разговоры о том, а зачем вообще нам театр? Действительно, почему бы не задуматься? Что даёт нам театр, какую роль он играет в век телевидения, Интернета и компьютерных игр? Интересный вопрос. Также неплохо бы изучить репертуарную политику, актёрскую игру, костюмы, декорации, особенности стиля режиссёра. Может уже театр изжил себя, кто знает? Вопросов много, но ясно одно - нынешняя власть абсолютно точно не имеет адекватных ответов. Сомневаемся, что не только Кузнецов, но и куратор псковской культуры Морозов хотя бы раз были на одном из спектаклей Радуна.

В такой ситуации нормальные люди не лезут со своими чудодейственными рецептами «улучшений» работы театра, а, если уж очень хочется заняться чем-нибудь театральным, то надо бы обратить внимание на состояние Народного дома. В любом случае в это здание надо вкладывать средства, что, кстати, и планировалось ранее.

Однако, создаётся впечатление, что в действиях кузнецовско-морозовской компании сквозит какая-то озлобленность на Псков и псковичей. Может быть, даже не осознанная. В самом деле, ну что в области мало проблем, или новая администрация мало конфликтов наплодила, куда уж дальше-то? Но, видимо, заряд деструкции слишком силён.

Коллектив театра живёт своей сложной жизнью, естественно, возможная смена главного режиссёра усилит внутренние конфликты, тем более, что Радун, как это часто у творческих людей, человек с непростым характером, иногда не всем и не во всём удобный. Но замена его молодой неопытной девушкой (ссылка) только в воспалённом мозгу горе-реформаторов способна поднять творческий уровень и оживить культурную жизнь Пскова, а заодно сэкономить денег. Рассчитывают, что ли, что она сумеет привлечь в театр больше людей и заработать больше денег? Всё, конечно, бывает, но риск велик, очень велик. Риск того, что будет не лучше, а хуже.

Вадим Радун вполне состоявшийся режиссёр, с наработанным годами авторитетом в театральных кругах, его уход, несомненно, вызовет некоторый скандал и не прибавит очков имиджу Псковской области. Помимо прочего, просматривается и политический подтекст. Радун, открыто в телеэфире на выборах 1996 года выступавший против Михайлова, постепенно сблизился с ним и стал его сторонником. К тому же он имеет свой вполне самостоятельный и оригинальный взгляд на многие проблемы организации нашей жизни. Зная мстительность новой команды, можно предположить, что и это обстоятельство сыграло роль.

Вообще, просматривается желание поставить всюду, где только можно своих людей, которые, особенно, будучи слабыми в профессиональном отношении, будут прекрасно понимать, что их пребывание на высоких постах обусловлено, по большей части, их приверженностью новой команде. Так сказать, налицо попытка создать себе опору во враждебном окружении. Беда только в том, что, как правило, опора получается слишком слабой и ненадёжной.

Вся эта возня вокруг областного театра совершенно безосновательна. Вспоминается давняя история с театром кукол. В своё время его бывший художественный руководитель Александр Неласый занял резко антимихайловскую позицию, в том числе снял свою кандидатуру на выборах в областное собрание по округу №1 в пользу С.Щадрина против протеже областной власти И.Максимова, к тому же он напутал с валютными операциями. Тогда в 1999 г. удалось найти ему достойную замену и то, большой радости вся эта история не вызвала.

Есть большая опасность того, что такими своими безответственными и неадекватными решениями новая власть серьёзно расшатает обстановку в Псковской области, растранжирит и без того небольшой её потенциал, уменьшит темпы её возможного развития. Театр исторически, конечно, связан с публичным домом, но нельзя же действовать прямо по аналогии с известным анекдотом про то, что делают, когда бордель не даёт прибыли. Роль театра в культурной жизни современного общества не сводится только к денежной составляющей.

Дополнительная информация