Белосток. Двойная ловушка

Один из ключевых моментов разгрома 22.06.1941 это история Белостокского выступа. Там были сосредоточены значительные силы РККА, включая самый мощный 6-й мехкорпус, в котором было более 1100 танков, включая новые типы.

В начале войны было много всякого, есть несколько версий событий. Спорят даже удачно или неудачно прошло для РККА приграничное сражение, какую роль в этом сыграла диспозиция. Некоторые отрицают вообще её значение.  Другие исходят из того, раз войну выиграли, то всё, что происходило, было правильно.
Мейнстрим же заключается в том, что приграничное сражение было проиграно, расположение войск сыграло негативную роль, так как они не занимали оборонительные позицию Причинами считают или бардак, или подготовку советского наступления, которое оказалось упреждено немцами.

Подготовка наступления несомненно велась, вопрос в том насколько серьёзно. Смотрим факты. Военные просили дать разрешение на отвод войск их Белостока. Так комиссия Ворошилова (состав: Павлов, Кирпонос, инженеры ГУОС) в мае-июне 1940 г., помимо прочего, рекомендовали: «Отвод войск с выступа:  Передислоцировать 3 армии (10-ю, 3-ю, 4-ю) на рубеж рек Неман и Щара, сократив линию фронта на 120 км. Оставить в выступе только разведывательные и инженерные части для создания «зоны ложной обороны».
Срочное укрепление тыловых рубежей: Достроить Минский УР (в 200 км восточнее), чтобы принять отступающие войска. Эвакуация складов: Перенести 80% запасов из Белостока и Гродно в Минск и Слуцк (реально вывезли лишь 15% к июню 1941 г.)».
Такая позиция повторяла мнение Западного ОВО от 15.07: «Железные дороги (Белосток – Волковыск – Барановичи) проходят в 15–20 км от границы и могут быть перерезаны в первые часы войны.  Лесисто-болотистая местность на флангах (близ Августовских лесов и Пинских болот) затрудняет манёвр резервами.
        Укрепрайоны (Гродненский и Осовецкий) готовы лишь на 10–15%. Артиллерийские ДОТы отсутствуют, противотанковые рвы не завершены.
Вывод штаба округа: удержание выступа потребует не менее 25 дивизий (реально имеется 14), а при прорыве противника войска неминуемо попадут в „котёл“»*.  Нужно: «Сократить линию фронта, отведя войска к линии Лида – Слоним. Ускорить строительство тылового рубежа по реке Щара».

Комиссия тоже считала, что «Выступ является „оперативной ловушкой“. Его удержание возможно только при условии: Готовности укрепрайонов на 100% (ныне — 18%). Наличия 30 дивизий и подвижных резервов (танковых и моторизованных дивизий).
        Вариант 1**: Немедленный отвод 3-й и 10-й армий на рубеж Слоним – Волковыск, оставив в выступе лишь заслоны.
        Вариант 2**: Срочное усиление выступа 8 дополнительными дивизиями и 500 танками (при условии завершения УРов к 1 мая 1941 г.).
       Первый вариант предпочтительнее, так как даже при усилении выступа его оборона потребует неоправданных ресурсов».

Но не был реализован ни один из вариантов. К июню 1941 года УРы готовы на 25%. В выступе дислоцировано 14 дивизий (вместо рекомендованных 30). Склады не эвакуированы.

Против выступил Сталин: «Отвод войск – это паникёрство. Мы не отдадим ни пяди земли» (из резолюции на отчёте комиссии, август 1940 г.).
Как же планировали использовать выступ в ГШ?   План «Соображения по стратегическому развёртыванию» (май 1941 г.) предусматривал контрудар с выступа, а не оборону. Нарком обороны Тимошенко считал, что войска успеют развернуться за 7 дней (реально — были часы). В итоге группа армий «Центр» окружила в выступе 300 тыс. человек (Белостокско-Минский котёл).    Захвачены 1,200 орудий и 80% складов ЗапОВО".

Что касается наступления с выступа, то интересно мнение члена Военного Совета ЗОВО А.Фоминых: «"всегда давались задания прорабатывать варианты наступательной операции при явном несоответствии реальных сил. Но откуда-то появлялись дополнительные силы и создавался, по-моему, искусственный перевес в пользу нас. Теперь при анализе совершившихся событий стало ясно, что отдельные работники Генерального штаба, зная, что в первый период войны превосходство в реальных силах на стороне Германии, почему-то проводили и разрабатывали главным образом наступательные операции и только в последнее время (в конце мая 1941 г.) провели одну игру по прикрытию границы, тогда как нужно было на первый период войны, с учетом внезапности нападения, разрабатывать и оборонительные операции".

Дополнительная информация