ТГ.Особенности Беловежских соглашений

СВО привлекла внимание общественности к историческому распаду СССР, ведь, очевидно, что в случае сохранения государственного единства до такого дело не дошло бы. Есть простой вопрос – а зачем, собственно, Украина и Белоруссия пошли на развал СССР, что именно они получили в результате. Разговоры про приватизацию оставим в стороне, приватизация даже в нацреспубликах РФ прошла так, что республиканские элиты себя не обидели. При этом, распад СССР был основным фактором глубочайшего экономического кризиса, который был вызван прежде всего разрывом сложившихся исторически народно-хозяйственных связей.
То есть советские республики по факту сами себя ограбили, разрушив единый хозяйственный механизм СССР. Это не говоря уже о том, что большинство из них не имело достаточных собственных природных ресурсов и только исключительно благоприятная для них и явно вредная для России политика Кремля, обеспечившего на длительный период поставки дешёвых энергоресурсов  позволило им пережить сложный период перестройки экономики.

Политически СССР существовал до заключения Беловежских соглашений последующего их признания Горбачёвым. К законности или действовавшим тогда правовым установлениям это всё не имело никакого отношения. Однако, почему-то на Западе никто о законности развала СССР не заикался и он был принят на «ура», хотя, казалось бы, Запад всё плешь проел рассказами о необходимости соблюдения законности.

Между тем, полная правовая анархия при роспуске СССР была всем очевидна и, в конце концов, в РФ в 1996 г. была поставлена юридическая точка: «15 марта Государственная дума приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Однако, на деле сами по себе Беловежские соглашения были только элементом оформления ранее запущенного процесса. Основной удар по СССР был нанесён Украиной и Белоруссией. Украина по своему весу была основой Союза, так как была хотя бы как-то сравнима по потенциалу с РСФСР. Остальные республики сильно уступали. Поэтому, когда УССР 24 августа 1991 г. провозгласила свою независимость, причём специально не воспользовалась имевшимся конституционным правом на выход, она нанесла СССР смертельный удар. На следующий день независимость провозгласила Белоруссия.  Хороший вопрос, каким образом, эти две республики так быстро провели такое судьбоносное решение, тем более, что парламенты в них контролировались компартиями и местными КГБ.
Возникает обоснованное подозрение, что мы что-то не знаем про события ГКЧП. Ну, не могла республиканская номенклатура, только что клявшаяся в верности ГКЧП, так резко развернуться, причём наплевав на результаты референдума 17 марта. Никакого всенародного движения за немедленную независимость не было, на Украине часть населения за это выступала, но явно не большая, что и показал референдум. В Белоруссии сторонников незалежности было ещё меньше. В любом случае очевидно, что Верховные Советы пошли на разрыв с Россией не под давлением улицы, а по собственному желанию, то есть желанию местных компартий и КГБ. И ясно, что этот шаг был не спонтанным, а заранее продуманным.
Политически СССР был ликвидирован именно 24-25 августа, последующие события были уже предопределены и являлись в основном техническим процессом.

Дополнительная информация