ТГ.Кремлёвские качели

Продолжается свистопляска с будущим статусом занятых нами территорий, прежде всего Херсонской области и района Мелитополя. По идее этот вопрос должен был быть проработан заранее, при этом нам говорят, что всё идёт по плану. Ну, прекрасно и какой же был план по Херсону? В выступлении Президента 24 февраля был намёк на право выбора: «Напомню, что ни при создании СССР, ни после Второй мировой войны людей, проживавших на тех или иных территориях, входящих в современную Украину, никто никогда не спрашивал о том, как они сами хотят обустроить свою жизнь. В основе нашей политики – свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять своё будущее и будущее своих детей. И мы считаем важным, чтобы этим правом – правом выбора – могли воспользоваться все народы, проживающие на территории сегодняшней Украины, все, кто этого захочет». Это можно трактовать как возможность референдумов по крайней мере в Новороссии, где значительная часть населения или русские, или почти русские.

Ультиматум Киев не принял и 5 марта было сделано предупреждение: «Люди, которые не хотят этого понять, особенно из числа сегодняшнего руководства, должны понять, что если дальше они будут продолжать то, что они делают, они ставят под вопрос будущность украинской государственности».

Это не возымело действия и стало ясно, особенно после афронта в Стамбуле и так называемого жеста доброй воли с выводом российских войск из Северной Украины, что план «А» полностью провалился. По идее сейчас должен реализоваться план «Б», если он был. Следовательно, вопрос будущего статуса занятых нами территорий должен быть как-то заранее продуман. Но, судя по всему, продуман он не был. Отсюда и очень большая задержка с действиями. И что ещё хуже метания из угла в угол по основному вопросу – будут ли эти территории отделены от Украины и, если будут, то будут ли они присоединены в перспективе к России или будет какое-то промежуточное образование типа ДНР и ЛНР.

Одно время вроде наметился вариант быстрого присоединения к России, были сделаны заявления деятелями весьма высокого ранга, которые можно однозначно трактовать в его пользу. Но последние вести из Херсона опять делают ситуацию неопределённой. Зраду внёс замглавы военно-гражданской администрации Кирилл Стремоусов, заявивший о необходимости военной базы РФ в Херсонской области. Но базы делают вне территории России, по крайней мере так можно трактовать эту просьбу. Опять нет чёткости, которая, конечно, в такой ситуации дорогое удовольствие, но в данном случае она нужна и возможна.

Также начали опять водить хороводы по национальному вопросу:  «Русский язык наравне с украинским станет государственным языком в Херсонской области — Стремоусов. По его словам, в регионе многочисленная община крымских татар, поэтому администрация будет обсуждать с ее представителями целесообразность придания статуса государственного и крымскотатарскому языку». Опять неверная постановка вопроса – нужно два государственных языка русский и украинский, причём, очевидно, что по факту украинский будет в свободном полёте проигрывать русскому. Что касается крымско-татарского, то это дичь. Крымских татар по переписи 2001 года около 2 тысяч или 0.2%, зачем делать при такой численности ещё один государственный язык абсолютно непонятно. Не нужно брать в России плохое, то есть вредительское раздувание национального разнообразия и религиозное отношение к национальным автономиям (иначе сложно объяснить наличие среди субъектов федерации Еврейской автономной области с 1% еврейского населения). Играть с национальным вопросом не нужно.
В целом можно констатировать, что никакого серьёзного плана по Украине после провала плана с ультиматумом (и как вариант с пророссийским переворотом) не было. Отсюда невнятные действия в первые 1.5-2 месяца на занятых территориях, что нанесло спецоперации заметный ущерб. Отсюда и нынешние метания, правда, уже в более-менее контролируемой ситуации и при взятом, пусть пока и нельзя сказать, что решительно, курсе на реинтеграцию, как минимум, Приазовья.

Дополнительная информация