Странное место в воспоминаниях С.Ю.Витте

Мемуары Витте легли в основу общей концепции изображения царствований Александра 3 и Николая 2, которая дожила до сегодняшних дней. Правда, это посмертное издание и не совсем ясно, насколько текст аутентичный. Издатели могли и поправить в соответствии с политическими надобностями. Кое-кто поговаривал и об их фальсификации, например, в книге британского исследователя эзотерики Питера Вашингтона, он говорит о Блаватской: "другой часто цитируемый источник информации о первых трех десятилетиях ее жизни – вышедшие посмертно воспоминания кузена Блаватской графа С.Ю.Витте (1849-1915). Обычно эту книгу считают фальшивкой, хотя Энсбери (см. ниже) предполагает, что Витте на самом деле написал мемуары, впоследствии измененные царскими агентами".
Princess Catherine Dolgorukov.jpg
Светлейшая княгиня Е.М.Юрьевская (Долгорукова) (1847-1922)
Как бы то ни было Витте пишет: "Затем, я помню другой случай. Вдруг в Одессе я получаю телеграмму, что будет ехать на обратном пути из Ялты в Петербург одна высокопоставленная дама, на которую надо обратить особенное внимание. Сообщалось, что эта дама приедет с пароходом в порт и надо ее из порта по железной дороге провезти вокруг города Одессы до пассажирской станции, а там приготовить вагон и оттуда она в этом вагоне поедет далее.

Так и было сделано.

Вагон был поставлен в порт; я поехал туда с паровозом, чтобы взять этот вагон, провезти его вокруг города (была окружная ветвь вокруг Одессы) до станции Одесса и прицепить к скорому поезду, который ехал в Петербург. Перед этим скорым поездом из Одессы шел другой поезд, но не по направлению на Петербург, а в другом направлении. Пароход опоздал. На нем приехала дама, которую я ожидал, и еще кто-то с нею был. Я увидел даму с красивым лицом, довольно полную. Мне сказали, что это княгиня Долгорукая (будущая светлейшая княгиня Юрьевская, супруга Императора Александра II). Я поехал с нею, чтобы скорей довезти ее до вокзала, страшно торопясь, так как боялся, что поезд уйдет раньше, нежели я довезу ее.

Между тем, по неисправности, начальник станции Одессы, не дожидаясь моего поезда, вероятно, думая, что я не приду, пустили другой поезд, который шел раньше того поезда, на котором я должен был везти княгиню Долгорукую, и таким образом, въезжая на станцию, мы еле-еле не столкнулись с этим поездом. Сколько раз после я думал: ну, а если бы произошла ошибка и наш поезд меньше даже, чем на одну минуту опоздал бы?

Ведь тогда произошло бы крушение, и от вагона, в котором ехала княгиня Юрьевская, остались бы одни щепки, и какое бы это имело влияние на всю будущую судьбу России, не исключая, может быть, и 1 марта? Когда я думаю об этом, мне приходить в голову такое философское рассуждение: от каких ничтожных случайностей, часто от одной минуты времени, зависит судьба народов и колесо истории поворачивается в ту или другую сторону.

Тут обращает на себя внимание умозаключение Витте о том, что гипотетическая гибель кн. Юрьевской имела бы влияние на будущее России и конкретно даже на 1 марта. Казалось бы, весьма странный вывод. Однако, вероятно, Витте имел ввиду острую ситуацию сложившуюся вокруг кн. Юрьевской и её детей: "...императрица Мария Александровна была уже давно и безнадёжно больна чахоткой и не вставала с постели. Прелюбодейная связь вызвала острое неудовольствие многих Романовых и прежде всего цесаревича, будущего Александра III.

22 мая 1880 года императрица скончалась. Уже спустя несколько дней Екатерина в своих письмах стала уговаривать императора венчаться немедленно. Александр уступил. Царь понимал, что террористы могут убить его в любую минуту, и в таком случае положение его второй семьи останется неопределённым, а дети будут считаться незаконнорождёнными и не иметь никаких прав. Венчание состоялось 6 июля 1880 года у походного алтаря, установленного в одном из залов Царскосельского дворца. Свидетелями были: генералы Александр Адлерберг, Эдуард Баранов, Александр Рылеев. Со стороны княжны присутствовала Варвара Шебеко. Обряд совершил протопресвитер Ксенофонт Яковлевич Никольский (духовник императора во время Русско-турецкой войны).

После свадьбы Екатерина Долгорукая получила титул - Светлейшая княгиня Юрьевская, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых; их дети (все рождённые вне брака, но узаконенные задним числом) получали фамилию Юрьевские.

Светлейший князь Г.А.Юрьевский (1872-1913)

Вскоре император представил свою новую супругу цесаревичу Александру, а также и всей свите. Общество было скандализировано. Особенно неприязненные отношения сложились между княгиней Юрьевской и цесаревной Марией Фёдоровной. Последняя категорически не хотела принимать создавшееся положение, тяготилась общением с новыми родственниками и не желала, чтобы её дети (внуки Александра II) общались с детьми от его незаконной связи. Через скандалы и споры император настоял-таки на общении своих внуков с маленькими Юрьевскими, а также на уважительном отношении к своей супруге".
Вики также сообщает, что: "Судить о дальнейших планах императора можно только по печатной копии его дневника, хранящегося в ГАРФе, подлинность которого не установлена и мемуарам княгини Юрьевской. И тот и другой источник утверждают (того же мнения придерживались и современники), что Александр II планировал подписать "конституцию" М.Т. Лорис-Меликова, затем короновать свою супругу и примерно через полгода-год отречься от престола в пользу законного наследника, чтобы оставшиеся годы посвятить радостям частной семейной жизни". То есть речь могла идти о смене наследника, вместо Александра 3 мог стать Георгий (1872-1913). Поэтому некоторые полагают, тот же Д.Е.Галковский, что Александр 3 был причастен к делу 1 марта. Иным образом сложно объяснить намёк С.Ю.Витте. На горизонте мелькали и англичане, действовали революционеры же, а какие революции без англичан. Об английских нравах на примере зачистки Гессенских только что и рассказал Дмитрий Евгеньевич в своей лекции на ютубе. Конфликт Царя с семьей он обрисовал так: "По закону царь мог назначить цесаревичем любого члена Фамилии. Кстати, сам автор закона Павел I и подал пример, назначив ДВУХ цесаревичей (что, в конечном счёте, и привело к декабрю 1825).

А вот решив сделать Юрьевскую императрицей, АII действительно нарушил закон 1820 года о владетельных особах. Разумеется, вполне законно, потому как речь шла о воле самодержца. Но самодержавие зиждется на исторической преемственности и традиции. ЗАЧЕМ ЖЕ без нужды нарушать закон, да ещё в столь деликатной области? Значит, были ПРИЧИНЫ. Двор это дипломатия. Просто так там ничего не делается. Вам показалось, что брак с Юрьевской - это пустяк. Это не пустяк – это сигнал. Если к вам за стол сел незнакомый человек и стал без спроса пить ваш чай, то дело не в чае. Чай тьфу, не жалко. Но подобное «чаепитие» только начало процесса. Дальше вас макнут мордой в щи, засунут окурок в ухо. Потому что это грубое нарушение общепринятых норм. Так не поступают. АII через полтора месяца после кончины супруги обвенчался с Юрьевской. Для двора это оскорбление чудовищное. Если человек делает это, значит, он будет делать всё. И все так ситуацию и поняли. Началась ПАНИКА".

Дополнительная информация