Хелпкейс. Почему заморозили воссоединение России с Белоруссией?

Новая статья на helpcase.ru: "Обычно считают, что Президент Лукашенко потерял интерес к объединению с РФ. Он понял, что у него мало шансов стать руководителем единого государства. На самом деле, этот момент, если и присутствует, то он явно не основной.

Смотреть следует на факты. Они таковы. Союзное государство России и Белоруссии на сегодняшний день по степени интеграции сильно уступает даже Европейскому Союзу. Надгосударственных органов фактически нет, своей валюты нет, есть свобода передвижения и примерно одинаковые права граждан. То есть говорить о какой-то форме государства не приходится. Второй факт – необъявленное замораживание интеграции, произведённое в 1999 г. Уже 19 лет не выполняются даже уже подписанные российско-белорусские договоры о создании выборного парламента, валюты с единым эмиссионным центром (должна была быть введена к концу 2005 г.), общего суда и т.д. Что же случилось? И почему сегодня Лукашенко прямо называет воссоединение с Россией угрозой и обещает сохранить завоёванную независимость. Правда, непонятно, каким это образом Белоруссия её завоевала.

Немного истории вопроса. Первый документ по теме реинтеграции РФ и РБ появился 23 декабря 1994 г. – было принято Постановление Госдумы о совместном заседании Госдумы и Верховного Совета Белоруссии. Кремль быстро уловил выгодность вопроса и процесс пошёл. 21 февраля 1995 г. подписан Договор о дружбе, 26 мая снесён символический пограничный столб, 2 апреля 1996 г. Договор о Сообществе России и Белоруссии, 2 апреля 1997 г. Договор о Союзе, 25 декабря 1998 г. Декларация о дальнейшем единении, 8 декабря 1999 г. Договор о союзном государстве. Дальше – стоп-машина: ситуацию заморозили на многие годы.
Понятно, что ведущей силой тут был Кремль. Почему – тоже ясно. После узурпации власти и шоковой терапии Ельцин был крайне непопулярен, перспективы улучшения в середине 90-х не просматривались, шла война в Чечне. Уже выборы 1996 г. были выиграны при полном напряжении сил и средств, пришлось даже Грозный сдать и пойти на Хасавюрт. На этом фоне нужен был позитив. Восстановление единства с Белоруссией воспринималось всеми как однозначно положительное событие. Лукашенко же вообще пришёл к власти как популист, умело эксплуатировавший эту тему. И, вполне возможно, дело пошло бы значительно дальше, что, несомненно, было бы всем выгодно. Но это усиливало бы Россию и европейский элемент в самой РФ, что далеко не всех в мире устраивало. Поэтому на это шли от безысходности.

К выборам 2000 года сцену подготовили. Для перевыборов Ельцина или его преемника приготовили большой реальный подарок для народа – Белоруссию. Это даже круче Крыма, расчёт был точный. Но Владимир Путин уже в 1999 г. показал, что легко выиграет выборы и так, поэтому и включили стоп-сигнал.

Какие же перспективы? Опять смотрим на факты. Положение Белоруссии не то, чтобы слишком сложное, но явно не блестящее. Население сокращается: в 1994 г. было 10 млн. 244 тыс. человек, сейчас – 9 млн. 492 тысячи. Экономика государства держится на плаву за счёт постоянных и немаленьких российских субсидий. На этом фоне РБ проводит вроде бы странную политику: не признали ни Крым, ни даже Осетию с Абхазией. Например, Эстония сразу же признала Косово, хотя в том же ЕС были разные позиции. По войне в Донбассе такая же сомнительная линия. Внутри страны пророссийских сил нет, зато поощряется малопопулярная белорусизация. При этом очевидно, что без отмашки из Кремля Минск не стал бы так рисковать. То есть тормоз включён с двух сторон.

Также очевидно, что всё это попытки избежать неизбежного. Против жизни не устоять. Белорусы не зря до революции считались частью русского народа, а подавляющее их большинство продолжает так себя осознавать и сейчас. Так что воссоединение – это вопрос времени".

ЖЖ Е.Михайлова

Дополнительная информация