Архив. Дмитрий Галковский о "человеке компьютерном" - 02 и 09.07.2015

https://youtu.be/jBmiv3pnNmg
Запись 02. и 09.07.2015. Радио России. Ведёт Андрей Мартынов. Философия “человека компьютерного”.

Компьютерные игры. Бессметрие. Смысл жизни.

Видеоролик я уже выкладывал, но он пропал, поэтому есть смысл продублировать, также публикую текст (частично):

Наш собеседник - писатель, философ Дмитрий Евгеньевич Галковский, человек, известный тем, кто интересуется в том числе прошлым человечества и человеческой цивилизации и тем, кому небезынтересны футурологические построения.  В частности, Дмитрий Галковский в своем "Живом журнале" и на своих сайтах обосновывает идею о том, что все мы то ли уже живем в цифровой реальности, то ли нам предстоит пережить фазовый скачок и перейти в полностью компьютеризированную реальность...


- Что же такое компьютерные игры, и каково будущее человечества в связи со стремительным развитием интернета и вхождением гаджетов, мобильных устройств в нашу жизнь?

Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ: По моему глубокому убеждению, мы живем в эпоху больших перемен. Как известно, это, с одной стороны, очень хорошо, а с другой - очень плохо. Плохо потому, что мир меняется, и это происходит достаточно медленно с точки зрения индивидуального сознания, но очень быстро с точки зрения исторического процесса. И внезапно, неожиданно для себя человек оказывается в другом мире, но к этому миру он недостаточно подготовлен.

Собственно, все социальные катаклизмы, революции, войны как правило гнездятся в эпохе смены образа жизни и способа производства. Если мы возьмем периоды XVII - XVIII веков, - тогда происходила смена способа сельскохозяйственного и промышленного производства, изменился сам тип поселений людей, тип государства, тип отношений, что привело к масштабным катаклизмам. Индустриализация сопровождалась милитаризацией, социальными взрывами, гигантскими войнами...

Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ: В какой степени нас ожидает подобная эпоха - не знаю, - всегда хочется надеяться на лучшее, но в любом случае произойдет (и уже происходит) резкое изменение  самого способа существования людей. Для индустриальной эпохи был характерен большой город - гигантский мегаполис с огромными заводами, с соответствующей социальной сферой и государственным управлением, и всё это находится в сложном взаимодействии...

Но эпоха индустриального города уходит в прошлое, - возникает постиндустриальная эпоха, которая все более меняет сам ландшафт городов: заводы перепрофилируются в деловые кварталы, жители мегаполиса разъезжаются жить в пригород... Происходит процесс деурбанизации. А для футуролога жизнь города - ключевой момент, маркер: именно город является моделью государства, моделью общества, и анализ жизни города дает картину жизни общества и вообще эпохи...

- Вы вместе с соратниками планируете создать некий город - поселение будущего в Исландии, работаете над моделью общества, которая, возможно, ляжет в основу человечества будущего...Итак, игровая реальность Хейзинга,  - "Человек играющий", в которой часть человечества уже живет. Вы предполагали лет двадцать назад скорость развития окружающей действительности?

Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ: Предполагал. Есть люди компьютерные, есть - некомпьютерные. Я - человек компьютерный. Я написал философский роман "Бесконечный тупик" в виде гипертекста (тогда гипертекста еще не было). Мне показалось это интересным, понятным и простым, правда, собеседникам в конце 80-х приходилось буквально на пальцах объяснять, что такое гипертекст, - люди не понимали меня... Сейчас же объяснять это не нужно, - все всё понимают. То есть лет на двадцать я предвосхитил реальность... Этот дар, думается,  позволяет мне достаточно адекватно предполагать, что нас ждет в будущем..."
 

Дополнительная информация