Саакашвили и Царица

 Есть такое латинское изречение: "Regina probationum", то есть Признание - Царица доказательств. В римском праве так называли признание вины самим подсудимым, которое делает излишними все иные доказательства, улики и дальнейшие следственные действия. Обычно это высказывание связывают с именем Андрея Вышинского, прокурора СССР (1935-1939), главы МИД СССР (1949-1953). Иногда указывают, что формально Вышинский"как это следует из его труда "Теория судебных доказательств в советском праве»", придерживался противоположного мнения:

«Было бы ошибочным придавать обвиняемому или подсудимому, вернее, их объяснениям, большее значение, чем они заслуживают этого… В достаточно уже отдалённые времена, в эпоху господства в процессе теории так называемых законных (формальных) доказательств, переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходила до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой, являвшейся в те времена чуть ли не единственным процессуальным доказательством, во всяком случае считавшейся наиболее серьёзным доказательством, «царицей доказательств» (regina probationum). …

...Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики. Действительно, если другие обстоятельства, установленные по делу, доказывают виновность привлечённого к ответственности лица, то сознание этого лица теряет значение доказательства и в этом отношении становится излишним. Его значение в таком случае может свестись лишь к тому, чтобы явиться основанием для оценки тех или других нравственных качеств подсудимого, для понижения или усиления наказания, определяемого судом".

Но практика тогдашнего советского судопроизводства явно отличалась от этой теории. Возможно, что эта тема была связана у Вышинского с борьбой с конкурирующей группой Николая Крыленко, прокурора РСФСР (1929-1931), наркома юстиции СССР (1936-38), Крыленко как раз был сторонником важности признания. "Так, будучи на процессе «Промпартии» государственным обвинителем, он сказал (4 декабря 1930 г.): «Лучшей уликой при всех обстоятельствах является все же сознание подсудимых»". Как бы то ни было имя Вышинского и фраза "Признание - цариза доказательств" оказались навечно спаяны. Понятно, что нынешний глава Одесской области знает об этом обстоятельстве, связанном с одесситом Вышинским, тем более Саакашвили также юрист и международник и даже закончил тот же Киевский университет. Правда, при Вышинском он носил имя св.Владимира, а сейчас - Тараса Шевченко.

И вот недавно прямо в присутствии Саакашвили один одесский укроактивист публично признаётся, что участвовал в убийствах 2 мая. Вообще-то идут ещё следствие и суд, Европа выражает недовольством ходом расследования: "Совет Европы высказал разгромную критику в адрес Украины", - пишет Беньямин Биддер на страницах немецкого журнала Der Spiegel. В расследовании трагических событий в Одессе, как говорится в представленном в среду в Киеве отчете Совета Европы, "никакого существенного прогресса нет". Украинские власти не демонстрируют "надлежащей тщательности и усердия". Доказательства "были потеряны" - попросту уничтожены во время уборки улицы на следующей день, само здание Дома профсоюзов было опечатано лишь через несколько дней". А тут человек делает откровенное признание, а Саакашвили помалкивает. Нехорошо получается. Многие наивные люди всё никак не могут поверить, что русских активистов 2 мая в Одессе просто убили, что это не был несчастный случай или стечение обстоятельств. Ну, пусть посмотрят это видео, где выражается сожаление, что не всех удалось догнать и убить.

04.11.2015

ЖЖ Е.Михайлова

Дополнительная информация