Интервью Е.Михайлова "Русскому слову"

 

 

Заседание совета министров ДНР. Михайлов.

Заседание Совета министров ДНР, я слева, рядом с Андреем Пургиным

1. Что такое политика сегодня (заработок, способ изменить мир или еще что-нибудь)? Политика - это и заработок, один из видов профессиональной деятельности, и способ изменить мир, который в той или иной степени доступен каждому.

Политикой можно заниматься по разному - от активизма в масштабах домоуправления до участия в федеральных выборах или в вооруженной борьбе в отдельных случаях. Это один из видов самореализации человека. Конечно, политика связана с манипуляцией другими людьми и с борьбой, поэтому серьёзное втягивание в политику означает и определённые проблемы разного рода. К тому же у нас политикой последние лет 10 довольно сложно заниматься, так как политическое поле излишне заорганизовано и что-то сделать самостоятельно весьма сложно. Поэтому после выборов 2004 г. я политикой практически на занимался до прошлого года, когда я поехал в Донбасс.

2. Что заставило вас прийти в политику и впоследствии стать министром в ДНР?

Политика меня интересовала с детства. А с определённого возраста я стал и социально активен, участвовал в работе ВЛКСМ, дорос до секретаря истфака МГУ по идеологии. Перестройка открыла новые возможности, в 1990 г. избрался депутатом Моссовета, потом два раза депутатом Госдумы, в 1996 - глава администрации Псковской области. Политически до 1990 г. я был советским патриотом, потом стал патриотом русским, идеологически в рамках либерализма. В ДНР я поехал так как видел, что там крайне не хватает людей с административным и политическим опытом, которого у меня было достаточно. Также я был свободен от обязательств, потому что ушёл с должности генерального директора Научно-исследовательского центра "Строительство". Поэтому я связался через друзей с Донецком и стал там сначала советником на общественных началах Первого заместителя Председателя Совета Министров А.Пургина, а через два месяца, когда мне предложили должность Министра- Управляющего делами Совета Министров, принял это предложение и находился на ней до ноября 2014 г. Основным мотивом было желание помочь восставшему Донбассу в тяжёлый момент, ну и, само собой, сыграло роль желание применить свои силы. Оказывал техническую помощь в строительстве государства.

3.Как развивались события на востоке Украины, какие силы были задействованы, какие сценарии были предусмотрены (если были), и какие могли бы быть?

Я не был в составе ключевой руководящей группы в ДНР, да и приехал в Донецк только в конце мая, поэтому полнотой информации я не обладаю. Из общедоступных сведений и личных наблюдений могу сказать, что ситуация в начале лета никак не напоминала пресловутую гибридную войну. Хотя было довольно много добровольцев из России, обстановка развивалась самотёком, какой-то серьёзной организации процесса не было видно. Помощь оказывалась бессистемно и крайне недостаточно, более того, даже планирование было на допотопном уровне. Достаточно сказать, что Национальный банк был захвачен только 16 июня, что позволило Киеву не допустить попадания в руки ДНР громадных сумм наличности, которые там были и дали бы движению мощный импульс. Денег, кстати, всегда сильно не хватало, вплоть до моего отъезда. В первый период, где-то до прихода Стрелкова в Донецк, ДНР воспринималась скорее как общественное движение, чем как власть. Постепенно, конечно, можно сказать, даже довольно быстро ДНР стала отстраиваться и уже осенью можно было говорить о протогосударстве, в котором было главное - собственные вооруженные силы. Сценарии просматривались следующие: украинцы ожидали, что им удастся за счёт быстрой мобилизации создать глобальный перевес сил и пусть медленно, но верно разгромить восстание на Донбассе. До середины августа они были в этом вполне уверены, для чего имели все основания. В ДНР народ с одной стороны ожидал вмешательства России, с другой был уверен, что до серьёзной войны дело не дойдёт. Это плюс общая слабость организации и критичная нехватка ресурсов вели к запаздыванию мобилизации своих сил. Обе стороны наращивали военную мощь, которая с апреля всё решала, но украинцы делали это по понятным причинам быстрее. Россия же, оказывая определённое содействие ДНР и ЛНР, в целом не проявляла до конца июня особой активности, потом постепенно степень вовлеченности стала расти, так как Россия никак не могла остаться не затронутой боевыми действиями. Уже в июне пошёл поток беженцев, а бои придвинулись к границам РФ. Но каково будет окончательное решение Москвы, было неясно до середины августа, когда Россия заняла, наконец, определённую позицию, которая позволила выйти на мирное соглашение в Минске. Ретроспективно рассуждая, представляется, что в случае более решительных действий Москвы ситуация на Украине была бы кардинально другой. Сценарии возможны разные, при том же варианте реальной, а не мифической гибридной войны весной 2014 г. было достаточно легко не только победить в Донбассе, но и помочь русскому движению удержать Харьков и Одессу, что поставило бы под вопрос возможность Киева развязать гражданскую войну.

4.Какое будущее у ДНР и ЛНР? Смогут ли они выжить в качестве самостоятельных республик, возможность интеграции в Россию или наоборот, в Украину.

Будущее зависит от целого ряда факторов, в том числе международной политики, которые и не связаны вообще с Донбассом. В целом наиболее вероятно, что ДНР и ЛНР в каком-то виде выживут и в перспективе будут реинтегрированы так или иначе в Россию. Возможно через какой-то период времени.

5. Ваши планы на будущее.

С работой пока вопрос не решён. Для таких, как я, это не так просто сделать. К тому же я попал под санкции целого ряда стран. Но так или иначе с трудоустройством я определюсь. Также продолжаю участвовать в общественной жизни, например, намерен возобновить работу по связи общественности и государства в области компьютерных игр. Не порываю связей и с псковским регионом.

Русское слово

25.08.2015

ЖЖ Е.Михайлова

Дополнительная информация