Культурно-исторический левел-ап

Удалось всё-таки сходить на постановку Большого "Псковитянка" в псковском Кремле. Дополнительный бонус - выбрался на три дня из московской душегубки. Впечатление очень хорошее. Не берусь судить музыкальную часть, но мне очень понравилось. Как ни крути Большой - это профи, мировой уровень. Для Пскова это нечто из ряда вон. Приобщение к высокому искусству, побег из повседневности, изменение, пусть и на два часа миропонимания (оперу ужали в два раза до 1 часа 40 мин.). Изменение почти мгновенное, но последствия будут длительные. За последние годы такого порядка культурных событий было несколько - Дни славянской письменности 1999 г., связанные с 200-летием Пушкина, постановка оперы Большого "Борис Годунов" в Пушкинских горах в 2002 г. и другие мероприятия 1100-летия Пскова в 2003 г. Особенно, конечно, "Борис Годунов" с прямой телетрансляцией по каналу "Культура", хотя опера и была не во Пскове.
Конечно, даже с учётом генеральной репетиции лично присутстовали далеко не все псковичи. Но среди людей, с культурными запросами, значительная часть могла попасть. И этот культпоход к прекрасному будет сказываться ещё долго.

"Псковитянка" имеет ещё и чёткую региональную привязку. Даже удивительно, что её ещё не нарезали на картинки, отрывки, музыкальные фразы, которые бы крутились в местном информационном обороте. Там есть, что выбрать. Может, хотя бы сейчас дело пойдёт. Местный патриотизм вполне реальная тема, которую надо использовать практически. Заодно просветили по части славной псковской истории и многочисленных варягов из новой АПО. Тоже полезно.

Хорошо высказался Иксанов: "Постановка "Псковитянки" в Псковском кремле была задумана в 2002 году. Об этом рассказал генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, передаёт корреспондент ПАИ.
"Восемь лет назад, когда мы ставили "Бориса Годунова" у стен Святогорского монастыря, родилась идея поставить "Псковитянку" в стенах Псковского кремля и приурочить её к 500-летию присоединения вольного Пскова к Московскому княжеству", - поделился с журналистами Анатолий Иксанов.
Он отметил также, что для организаторов и участников спектакля "Псковитянка" - это уникальный проект. "Уникальность заключается в том, что события оперы происходили именно здесь, в этих стенах, пропитанных историей. Пожалуй, сегодня нет ни одной оперы, кроме "Псковитянки", которая была бы посвящена конкретному городу, конкретному месту", - заметил генеральный директор Большого театра.
В заключение он выразил надежду на то, что прошедшая постановка станет началом большого оперного фестиваля в Пскове
" (ссылка).
Действительно, было так.  Большая заслуга губернатора Турчака в том, что он реализовал этот  знаковый проект. Проблема в том, что  за всё пришлось платить самим, тогда как раньше планировалось получить финансирование в рамках  указа о 500-летии или, можно было,  вбить хотя бы в Указ по Изборску при  условии заблаговременного его принятия.
Из недостатков надо отметить прежде всего отсутствие прямой трансляции. Пока торговались с телеканалом "Культура" о цене, время ушло. Остаётся уповать на показ видеофильма, что тоже неплохо. Второй явный прокол - это устройство трибун. Весь предыдущий опыт говорил о необходимости большого уклона. Для увеличения которого при обсустройстве зрительных рядов на "Борисе Годунове" сделали дополнительный помост, на 1100-летии был сделан настоящий амфитеатр. В этот раз опять-таки из экономии сделали попроще, что естественно сказалось на восприятии грандиозного шоу многими зрителями.

Подводя итоги, надо сказать, что основная задача области сейчас - по максимуму получить эффект от сделанного. Коллектив Большого, Иксанов, Смелянский своё дело сделали на высочайшем уровене, теперь очередь за псковичами.

 

ЖЖ Е.Михайлова

Дополнительная информация