Почти клиническая аналитика

Псковичи уже порядком подзабыли сенсационные "разоблачения" областной власти, сделанные бывшим несколько месяцев замгубернатора Ивченко на страницах городской газеты "Новости Пскова". Сложные схемы присвоения областных бюджетных средств, шокирующие мирных граждан заголовки и т.д. произвели сильное впечатление. Особо впечатлительные даже ксерили статейки и распространяли их по области. Вся эта кампания шла в рамках борьбы губернаторской команды со Щадриным. Только через года полтора, после длительных судебных разбирательств ивченковские обвинения были официально опровергнуты.

Что-то, похожее привелось прочитать недавно в "Псковской губернии" №19 в статье "видного" псковского экономобозревателя В.Чеснокова "ЗАО Псковская область". Конечно, от безумных писаний Ивченко статья отличается в лучшую сторону. С другой стороны, не зря же прошло несколько лет, в рыночной экономике общественность стала разбираться значительно больше.

В статье и прилагаемых материалах затронута уйма сюжетов, остановимся на некоторых. С нашей точки зрения, наиболее показательных по степени наивности и непонимания происходящего Чесноковым и другими, стоящими на тех же позициях.

1. Обличительный пафос автора, главным образом, базируется на факте смены собственника на ряде псковских предприятий. Для начала, скажем, что все названные предприятия, даже ТЭСО, ещё в начале 90-х, вряд ли можно было назвать крупнейшими.

2. Идея замены неэффективных собственников на эффективных заложена изначально в рыночной экономике и провозглашена как цель с начала перехода РФ к ней.

3. Никакой алкогольной промышленности к концу 1996 года в Псковской области не было, так что делить было нечего, надо было создавать её фактически с нуля.

Официально провозглашённой целью алкогольной политики было - увеличение поступления налогов. Она выполнена, если в 1996 году в области было собрано 3 млн. акцизов, то в 2002 году - 441 млн.

Если бы на Псковщине был какой-нибудь приличный частный или федерально-государственный (как Удоха) производитель алкоголя, то ставка бы была сделана на него. Псковский пищекомбинат, на базе имущества которого был создан Пищепром был к концу 1996 года фактическим банкротом, где-то год не работал и не имел никакой бизнес-перспективы. Областной администрации удалось успеть провести налоговый зачёт и спасти имущественный комплекс, который иначе был бы растащен и загублен при введении процедуры банкротства. Тогдашний начальник ФСФО Фёдоров очень долго пытался помешать спасению предприятия и наложить на него свою лапку.

Пищепром создавался не для уплаты мифических дивидендов, а как крупный налогоплательщик. Где Вы видели госпредприятия, которые платят приличные дивиденды. Ещё недавно одно советско-вьетнамское СП платило дивидендов ровно столько сколько платили много тысяч ФГУПов. А где реальные дивиденды от Газпрома, РАО ЕЭС и т.д. Ну, не надо быть настолько наивным, чтобы не понимать роль и мотивацию современных менеджеров и их возможности по управлению финансами. Эту проблему с трудом решают и на Западе. Поэтому рассчитывать на долю прибыли от коммерческих предприятий - заведомая глупость сегодня, а 8 лет назад было бы ещё смешнее. Платят чего-то, и слава Богу. Сколько бы ни платили - реально для бюджета будет незаметно. А доля акцизов доходила до 10% в собственных доходах.

4. Удоха, где контрольный пакет принадлежал Федерации также стояла, спирт - низкокачественный и главное - очень дорогой из-за мазутной котельной. Никакого коммерческого смысла в Удохе нет, не было и не будет. Гораздо проще купить спирт в Брянске или в Туле. Спиртзавод реанимировали из-за рабочих мест (100 плюс завод - единственный работодатель в округе) и нескольких миллионов ежегодных поступлений в областной бюджет. Плохо, хорошо, но сколько-то лет завод работал и есть надежда его снова запустить. К переделу "собственности" это не имеет никакого отношения. Это благотворительность.

5. Гавунас и Салопов, действительно, в разгар губернаторских выборов 2000 года без санкции областных структур размыли контрольный пакет ГУП "Псковалко" в ЗАО "Псковпищепром". Как известно, на тот момент Гавунас был отстранён от реального управления, а 11 сентября уволен из обладминистрации. С чего бы это. Политически Гавунас тогда колебался между своими друзьями Михайловым и Кузнецовым, склоняясь к негласной поддержке Кузнецова. Михайлову явно было спокойнее при старом положении дел, тем более, что, всё равно, приход любого нового губернатора автоматически привёл бы к установлению его контроля над Пищепромом в адекватной форме. Рычагов для этого достаточно.

Переход контроля над "Псковпищепромом" к новым собственикам не нанёс реального ущерба областным интересам. Пищепром остался крупнейшим налогоплательщиком, дивидендов всё равно не было, менеджмент остался прежним, деньги вкладываются в развитие на территории области. Дай, Бог, чтобы Пищепром просто удержался на рынке и не погиб в острой борьбе, которая только обостряется в этой сфере. Как не удержался абсолютно частный "Агроспиртпром", московские владельцы котрого вынуждены были его продать из-за больших убытков. Питерские, московские, северо-кавказские конкуренты были бы очень рады, если бы Пищепром бы разорился. На новгородском "Алконе" до сих пор с ностальгией вспоминают начало 90-х, когда Псковщина была обширным рынком сбыта их продукции.

6. Про "Еврокерамику" даже спорить неудобно. Ну, было стоявшее предприятие, вместо 1000 человек работало 50, основной деятельностью была разработка глиняного карьера и вывоз глины на другие заводы. Ещё немного и разобрали бы всё на металлолом, как это случилось в начале 90-х на соседнем кирпичном заводе. Областная власть смогла помочь спасти предприятие, на котором сейчас работает ТЫСЯЧА печерян, проходит серьёзная модернизация, оно прочно заняло место среди лидеров областной промышленности.

Старые собственники им не интересовались, и не жалуются. Появились новые, где тут проблема для государства? Наоборот, пример успешной промышленной политики.

7. Примерно такой же уровень понимания у Чеснокова и при анализе деятельности крупнейшей в области группы "Технология металлов". Достаточно посмотреть внимательно на следующий пассаж "За полгода до губернаторских выборов 1996 года «Технология металлов» перехватывает управление на ведущем заводе области – ОАО «Псковкабель»". Управление заводом ТМ взяла в январе 1996 года, долги составляли порядка $3 млн., задолженности по зарплате - полгода.

Ну причём здесь Михайлов, если он познакомился с хозяином группы Борисом Федюком через несколько лет после этого. Да и ведущим предприятием тогда "Псковкабель" не был, а был довольно незначительным, особо и не слышал про него никто, не сравнишь с радиозаводом или Псковмашем. Сегодня - это, на самом деле, крупнейший по объёму выпуска промышленнной продукции завод. ТМ постоянно ведёт его модернизацию. Ясное дело, что областная власть заинтересована в присутствии ТМ. Отсюда и позиция по филиалу АМО ЗИЛ, фактически уничтоженному зиловцами. Удалось и этот завод спасти. Теперь "Точлит" вполне приличное предприятие. Погибал и один из флагманов псковской промышленности - ТЭСО. После долгой борьбы, преодолев совершенно бессмысленное сопротивление, в том числе и безграмотной общественности, ТМ взяла его под контроль и пытается вернуть с того света. Если получится, то Федюка придётся представлять к ордену.

Задача власти помогать нормальным людям в рамках закона. Никаких реальных нарушений не установлено, производственные результаты очень приличные. Так что все предприятия, которые , по словам Чеснокова, якобы "переделили", на самом деле, или стояли, или были разорены при прежних владельцах. Чесноков мог бы это и знать, если выдвигает обвинения.

Зато, действительно, успешные предприятия, такие как "АВАР" или "Славянка", власть напротив поддерживает. Никто не мешает работать псковскому радиозаводу или великолукскому мясокомбинату. Нормальный наблюдатель особо бы подчеркнул, что обвинения власти по причастности к смене собственника касаются только уже разорившихся предприятий, в отличие, скажем, от очень многих других мест, где борьба идёт за прибыльные фирмы. И, честно говоря, упрекнуть областные власти можно скорее в недостаточном вмешательстве в местные промышленные дела.

Чеснокову и Ко рекомендуем спуститься на землю, внимательно осмотреться вокруг, и только потом садиться за компьютер. А то можно окончательно скатиться с аналитического уровня на клинический.

Дополнительная информация