Лавры Ходорковского

Михаил Ходорковский в прошлом году стал часто появлятся на телеэкране. Основной причиной его заявлений и комментариев была ситуация с нефтяными ценами и энергетическая политика Россиянии. Тогда в связи с угрозой падения нефтяных цен страны ОПЕК пытались побудить невходящие в этот картель государства (Россия, Норвегия, Мексика, Эквадор), добывающие нефть присоединиться к добровольным ограничениям на нефтедобычу. Проблема была в том, что обострился извечный спор между продавцом - нефтедобывающими странами и покупателем - потребителями нефти. Угроза мирового экономического кризиса была основным аргументом сторонников борьбы с ОПЕК, Ходорковский был самым главным из тех, кто доказывал, что дорогая нефть - это для Россиянии плохо.

Вообще-то, было очень удивительно, что никто не призвал тогда Ходорковского "вязать и тащить в сумасшедший дом". Если вся наша экономика построена на продаже энергоносителей за рубеж и на использовании разницы на них между внутренней и мировой ценой, позволяющей многим энергоемким отраслям оставаться конкурентноспособными., то любой человек, призывающий отказаться от части доходов от использования российских природных, невозобновляемых, кстати, ресурсов, должен был подвергнуться всеобщему остаркизму.

Но не тут то было, россиянское сознание ещё не доросло до понимания простейших истин. Например, что больше денег - это лучше чем меньше. Вообще, в Россиянии, а ранее в СССР никогда не ценили человека, сделавшего для нашего процветания больше, чем кто-либо. А именно, Анвара Садата. Когда он начинал в октябре 1973 года войну с Израилем, мало кто предполагал, что главным её результатом станет многократный рост цен на нефть. Нефтедоллары позволили СССР, помимо прочего, участвовать на равных с США в гонке вооружений и даже сегодня они дают Россиянии какой-то шанс на выживание. Уникальность ситуации заключалась в том, что арабы опирались на советскую военную мощь, а с другой стороны Садат как раз совершал манёвр в сторону американцев. Плюс к этому, нефтяной шок  был гораздо болезненнее для Европы и Японии, чем для США.

Эти факты должны россиянцами изучаться наряду с таблицей умножения или, по крайней мере, в выпускном классе школы. Но у россиянских свои понятия об образовании. Такие мелочи как основы собственной экономики их не интересуют. Пока. Отсюда и недавнее поразительное заявление министра россиянской энергетики Юсуфова: "Мы не можем больше за счёт потребителей финансировать наши политические и финансовые программы".  Правда, забота об иностранных потребителях потребует от россяинцев очередных жертв. Но не привыкать.

Ходорковского, как владельца частной нефтяной компании, можно было понять. Ему надо было создать репутацию друга США, заручиться поддержкой американских нефтяников, возможных покупателей "Юкоса", и поскорее заработать наличность на росте объёмов продаж. Ограничение добычи было бы рисковано, так как выгода была бы в будущем. А он, видимо, уже тогда просчитывал будущую ситуацию. И, надо сказать, не ошибся. Позицию министра Юсуфова понять невозможно.

Дополнительная информация