ТГ.Новые латышские стрелки 1991 года

Украина никогда не рискнула бы на такой афронт, если бы не имела гарантий о том, что Москва не вмешается. Фишка тут в скорости принятия Акта о независимости. Если бы гарантий не было, а ГКЧП был бы реальной попыткой переворота, то Киев подождал бы некоторое время, чтобы окончательно убедиться, куда дует ветер. Но 24 августа это слишком быстро, ведь не было никакой дискуссии в Верховном Совете. Значит, всё было решено заранее.  Это требует времени.
Если в Прибалтике и Закавказье шумело-бурлило несколько лет, то на Украине было значительно тише, референдум 17 марта там состоялся. Поэтому Кравчук и Ко должны быть уверены, что власть в Москве у «своих».

Действительно, центральное руководство было отодвинуто от кормила, кое-кто погиб, например, Пуго и  Ахромеев. Был захвачен ЦК КПСС, арестованы ряд высших чиновников, Горбачёв фактически потерял власть.

Откуда в Киеве могли знать, что к чему. Конечно, у Ельцина были контакты с украинским руководством, более того, через своего зятя Дьяченко сына Юрия Дьяченко, крупного ракетчика, родом из Донецка, он имел личные связи с украинским ВПК. Но это детали.

Основная схема переворота расписана Галковским, спецслужбы блокированы сверху, войска и милиция сидят в казармах или не имеют надлежащих приказов, действуют небольшие группы боевиков. В СССР на эту роль подходили только чеченцы. Ну, не Ростропович же с автоматом. Отсюда и глобальное влияние чеченцев в начале 90-х. Откуда такая прыть и почему им всё сдавали?

Конечно, в периоды хаоса и пересменка даже небольшие сплочённые группы способны на чудеса. Вспомним, хотя бы отряд Стрелкова, который фактически завоевал Донбасс, имея изначально всего 50 человек. Без него ДНР и ЛНР не удержались бы.

Или другой пример из советской истории. Латышская дивизия, единственное соединение русской армии, перешедшее в основном к красным.
Военкор того времени Я.Пориетис писал: «“После падения Риги, большевистской октябрьской революции и вторжения немцев в феврале 1918 г. в Лифляндию, всю широкую Россию наводнили латышские стрелки. Восемь испытанных в боях полков держали в своей власти страну. Достаточно было одной роты, взвода и даже меньшего подразделения, чтобы власть была в руках стрелков. Их боялись все. Им подчинялись города, села, местечки. Они никому не уступали дороги.
Шапка на затылок, с раскрытым воротом на груди, с винтовкой, повешенной на плече прикладом вверх, так они колесили по России от края до края, сметая тех, кто становился на их пути.
Латышские стрелки были везде: в городах, селах, станицах, на фронтах — северном, южном, восточном и западном. Стрелковые батальоны и роты призывались туда, где угрожали опасность и мятежи.   Возможно, некоторые удивятся такому большому успеху стрелков в России и спросят: — Не преувеличено ли все это? Что значат 10 латышских полков с приблизительно 150 орудиями в таком большом государстве?

Все же могло быть! Нельзя забывать, что в первой половине 1918 г., хотя большевики и пришли к власти, но армии у них не было. Только Латышская стрелковая дивизия была вооружена и дисциплинирована. В то смутное время, когда повсюду царила анархия, неудивительно, что небольшие, но храбрые воинские части могли много достигнуть.”

Так что удивляться тут нечему. Приведу историю, которую мне рассказал непосредственный участник событий. В 1992-93 гг. в Правительство на руководство ВПК был назначен Георгий Хижа. По ходу дела у него возник конфликт с чеченцами. Он пошёл в МГБ за защитой, на что ему сказали, ничего сделать не могут, решайте вопрос сами. Он нашёл вариант – с помощью обладминистрации спрятался на Псковщине и отсиделся. Ещё один исторический факт – в начале 20-х руководство губкома и губчека Псковской губернии почти поголовно состояло из латышей. Заслужили.
Но латыши орудовали не от себя, так и в 1991 г., если верить версии Галковского, политику делали одни, а исполняли чеченцы, за что получили много плюшек. Очень много.

Дополнительная информация