Владимир Жириновский. Прощание

С уходом Владимира Жириновского политическая сцена в России лишилась самой яркой фигуры. Жириновский с момента своего дебюта на первом съезде народных депутатов РСФСР. Его выступление потрясло не только депутатов, но и всю страну. Впервые выступил человек, который говорил то, что все думали, но или боялись сказать, или не могли сформулировать. Надо знать ту политическую ситуацию и ту стандартную риторику, «демократическую» или «коммунистическую», чтобы понять впечатление от первого появления Жириновского на общесоюзном телевидении.

В рамках кампании по выборам первого президента России Жириновский встретился с преподавателями и студентами МГУ. Вот как я описывал эту встречу в своей (совместной с Игорем Ермолаевым) книге «Бремя имперской нации», изданной в 1995 году: «Когда в ходе предвыборной кампании в июне 1991 года Жириновский посетил МГУ, выступив там с речью, я по инициативе одного из моих друзей пришел на встречу и имел редкую в ту пору возможность стать одним из первых его личных слушателей. Аудитория была покорена этим ярким оратором. Создавалось впечатление, будто именно сейчас, отсюда, из зала МГУ, под сводами которого витал над сотнями юных студенческих лиц вдохновляющий и вселяющий веру в неминуемую победу голос Жириновского, начнётся немедленное возрождение России. Многие, действительно, именно тогда впервые зажглись жаждой борьбы и победы, казалось, что тысячелетние силы мощных жизненных потоков русской нации, концентрируясь и воплощаясь в облике Жириновского, таинственно нисходят на нас. Души предков оживали в наших сердцах. Голос крови звучал и звал к победе».

Именно так всё и было. И сегодня готов подписаться под этой оценкой. Поэтому я и пришёл в ЛДПР, которая, хотя и была тогда как и все остальные патриотические организации небольшой маргинальной группой активистов, без всяких перспектив, но выделялась уже тогда своей более-менее адекватной программой и харизматичным лидером.
Жириновский поощрял всякую инициативу и оказывал по возможности поддержку. Когда я создал Псковскую региональную организацию ЛДПР и выдвинулся кандидатом в депутаты Государственной Думы, он по моей просьбе выкроил время для предвыборной поездке в Великие Луки, где прошла крайне успешно его встреча с избирателями.

Я не входил в его ближний круг и в основном общался с ним по работе. Более-менее плотно, будучи депутатом Государственной Думы. Конечно, он для меня и других был примером того как вести политическую работу. Мы очень многому у него научились. Когда я возглавил область, Жириновский оказывал нам максимально возможное содействие и я могу заверить псковичей, что помощь Псковщине в то крайне сложное для нас время была вполне реальной и она была вполне конкретной, прежде всего в сфере бюджета.

По целому ряду причин я ушёл из ЛДПР, в том числе, конечно, было и то, что реальная жизнь развеяла многие иллюзии. В целом я его роль оцениваю неоднозначно, был и позитив, и не только позитив.

В последующие годы наши отношения были более-менее ровными, за исключением избирательной кампании 2004 года, когда он в первом туре активно поддержал одного из моих конкурентов Алексея Митрофанова. Но это была политическая борьба, которую никто не отменял. После 2004 г. наши отношения, хотя и не были близкими, но иногда мы встречались или созванивались. Также хотел бы подчеркнуть, что Жириновский всегда вёл себя со мной корректно и уважительно.

Естественно, я отдал ему долг памяти и был на прощании в Колонном зале Дома Советов. Также дал несколько интервью (например, на ПЛН), где рассказывал о его роли в жизни нашей страны. Но народ попросил также написать о нём. Это неудивительно, у Жириновского всегда было много верных сторонников, в том числе в нашей области.

Дополнительная информация