Е.Михайлов. Мене, текел, фарес. Псковский эндшпиль?

Политическое затишье начала весны 2009 г. предрасполагает к спокойной аналитической работе, к осмыслению долговременных процессов и тенденций, к просветительству. Вот Е.Михайлов и занялся популяризацией базовых фактов по псковской демографии, в общественном сознании весьма мифологизированной как по политическим причинам, так и по обычному невежеству: "Вот что говорит Брокгауз и Ефрон о знаменитых "мене, текел, фарес": "(Meneh, meneh, tekel, upharsin). — По библейскому рассказу (Дан., V, 25—28), во время пиршества царя вавилонского Валтасара и поругания его над священными сосудами, принесенными из иерусалимского храма, появилась кисть человеческой руки, которая начертала перстом на стене какие-то слова. Когда никто из вавилонских мудрецов не мог ни объяснить, ни даже прочитать написанного, призван был пророк Даниил; по его изъяснению слова эти означали: царство твое Бог исчислил (мене), ты взвешен на весах (фекел), т. е. оказалось, что в тебе недостает того, за что можно было бы продлить твое существование, и твое царство разделяется (фарес)". Если посмотреть на российскую демографию, то именно аналогия с положением дел в Вавилоне в указанное время напрашивается сама собой.

Демографические процессы имеют большую инерционность и довольно легко можно прикинуть куда идут дела. В этом плане как раз Псковская область представляет собой очень наглядный пример. В 1992-1994 гг. НИИ семьи Министерства социальной защиты населения РФ провел в регионе комплексное социологическое исследование, в том числе была сделана попытка прогноза численности и структуры населения на период 1995-2004 гг. По итогам тиражом 3 тыс. экземпляров вышел сборник "Семья и семейная политика в Псковской области" под ред. Н.В.Васильевой и В.Н.Архангельского. Псков, 1994. Как обычно, несмотря на то, что о вымирании у нас не говорит только ленивый, сильно сомневаюсь, что из этих 3 тысяч была прочитана хотя бы десятая часть. Кое-что из рекомендаций учёных было сделано, но я не видел следов их аналитической работы, даже, когда в 1996 г. возглавил администрацию. Где-то лет через 5-6, видя, что я серьёзно пытаюсь разобраться с псковской демографией, книгу мне принёс мой заместитель Ю.А.Демьяненко. Она всё это время стояла у него в кабинете на полке. А жаль, что псковская общественность очень слабо знакома как с фактическим положением дел, так и с историей вопроса. Поэтому входу всякого рода фантазии и измышления, только затеняющие реальные причины бедственного положения и уводящие в сторону от действительных решений стоящих задач. Между тем,численность населения области пробила 700-тысячный рубеж, на 1 января 2009 года она составила всего 696 тыс. чел., то есть вышла на уровень середины 19-го века, ещё в 1897 г. она составляла (в нынешних границах) - 1 млн. 122 317 чел., в 1926 г. - 1 млн. 677 тыс., в 1939 - 1 млн.  550 тыс., в 1950 - 1 млн. 045 тыс., в 1959 - 952 тыс., в 1965 - 897 тыс., в 1985 - 844 тыс.

Оценка учёных в 1994 г. была вполне конкретная: "По большинству рассмотренных вопросов ситуация в Псковской области очень тяжёлая.

Особенно это относится к демографическим проблемам. Демографическая ситуация в Псковской области самая плохая из всех регионов России. Ряд её основных характеристик кажутся почти неправдоподобными. Но, увы, это реальность.

Напомним, возрастной рубеж 60 лет перешагнуло 22% всего населения области и 31% сельского населения, 58% браков (по сумме приведённых числе разводов) заканчиваются разводом, суммарный коэффициент рождаемостив 1993 г. составил 1.28 (при этом простое воспроизводство населения обеспечивается лишь при уровне этого показателя 2.15-2.20) и продолжает снижаться, смертность мужчин сейчас выше, чем была в Псковской губернии в 1896-97 гг., вероятность умереть для них в возрастном интервале 15-59 лет превышает 50%, продолжительность жизни в 1993 г. снизилась по сравнению с 1992 г. на 3 года, почти 30 лет в области идёт депопуляция, т.е. число умерших ежегодно превышает число родившихся, и в первом полугодии 1994 г. коэффициент естественной убыли населения составил 15.5 на 1000 чел. (отрыв от ближайшего преследователя  - Тверской области - составляет 1.3 и при этом увеличивается (1993 г. - 0.7)), для того, чтобы, например, в 1993 г. в области избежать депопуляции при существующих возрастной структуре и уровне смертности суммарный коэффициент рождаемости должен был бы составить 3.26 ребёнка в расчёте на 1 женщину ( в сельской местности - 5.68).

В смысле катастрофического ухудшения демографической ситуации Псковская область явно идёт впереди России всей, как бы указывая ей дорогу и одновременно предостерегая её (если, конечно, об этих проблемах всерьёз задумываться).

Всё это даёт нам основания ставить вопрос о признании Псковской области ЗОНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ со всеми вытекающими отсюда последствиями". (Указ. соч., с 490)

Понятно, что "всерьез" до сих пор никто (в значимых масштабах) не задумался. Есть, конечно, движение, но хаотичное, так сказать, вслепую, без надлежащего анализа. И уж ясно, что по Псковщине никаких реальных решений такого характера принято не было. Но, как говорится, не всё потеряно, игра ещё не закончена и надо бороться против перевода её в эндшпиль. Начинать нужно с просвещения, с уяснения основных фактов и событий. Для этого собираюсь продолжить знакомство с этой замечательной работой в ряде следующих постов.  Раньше книга была по моей инициативе сканирована и размещена на сайте Псковская держава derjava.pskov.ru/. Но, видимо, со сменой власти, он пока не функционирует" (ссылка).

Дополнительная информация